«Золотая» осень
В таких условиях, понятно, не до роста цен. Но и на сокращение их не пошел ни один из наших автозаводов (скидки, что предлагали по весне многие дилеры АВТОВАЗа, ГАЗа и «ИжАвто», были их собственной инициативой).
Розничные цены все-таки несколько подросли, но этот рост даже не поспевал за инфляцией. Так, в среднем на автомобили «Лада» они за первые шесть месяцев поднялись на 2,4%, причем в основном в январе (на 1,6%). А дальше – всю весну, вплоть до июня, дилерам, если они не делали это по своей инициативе, не пришлось переписывать ценники.
Но так обстояли дела «в среднем»; стоимость же некоторых моделей все продолжала расти. Например, усредненная цена VAZ 2107 в первом полугодии поднялась на 5,4%. Это было связано с тем, что увеличился выпуск «семерок» с инжекторным двигателем. Примерно то же, видимо, ожидает осенью и «пятерку», которую также переводят на нормы Евро II.
ЭТА СТРАННАЯ «ПЯТНАШКА»
С июля все вошло в норму – начался устойчивый рост розничных цен на автомобили «Лада», и прежде всего семейства «Самара». Довольно быстро эта «зараза» распространилась на весь модельный ряд АВТОВАЗа. За июль средняя розничная цена на «Самару» выросла на 9 тысяч рублей – со 188 до 197 тыс. руб.! За это же время «классика» подорожала на 6 тысяч – до 134 тысяч рублей, а «Нива» VAZ 21214 стала стоить на 5,4 тысячи дороже. Сейчас обычную можно купить в среднем за 210 тысяч, а удлиненный VAZ 2131 – на 30 тыс. дороже.
Медленнее всего пока дорожает «десятое» семейство – всего на 0,3% за месяц (меньше чем на 1 тыс. руб.). Средняя цена «десятки» в августе в зависимости от модели, комплектации и региона составляла 236 тыс. руб. при диапазоне предложений от 215 до 265 тыс. рублей. Объяснить феномен такой «стабильности» несложно – средняя цена «десятки» (8,2 тыс. долл.) уже преодолела психологический для отечественных авто рубеж в 8 тыс. долл. Расти цене дальше опасно – там уже «территория дешевых иномарок». Кстати, именно столько (8,2 тыс. долл.) стоит базовая «Дэу Нексия»…
Этим летом неожиданно даже для самих вазовцев поднялись спрос на «Ладу-2115» и, как следствие, цены на эту модель. Только за один месяц «пятнашки» в стандартной комплектации подорожали на 4–6 тысяч рублей, и сегодня найти в рознице что-то дешевле 200 тысяч нельзя. Почему вдруг такой интерес? Автомобиль «Лада-2115» многие рассматривают как альтернативу «десятке», но при разнице в цене почти на 40 тыс. руб. многие отдают предпочтение «Самаре-2». Правда, если рост цен на эту модель будет идти такими темпами, уже к началу осени целесообразность в ее покупке отпадет. Все-таки при сопоставимых ценах «десятка» с двигателем 1,6 л куда совершеннее и перспективнее «пятнашки» с мотором 1,5 л. Не стоит забывать и о разнообразии модификаций и комплектаций «десятого» семейства. У «Самары-2» выбор куда как скромнее…
Между прочим, специалисты уже обратили внимание на то, что покупатели «Лады» вновь, как в прежние годы, потянулись за машинами в Тольятти. Но если раньше самыми активными были гости из соседнего Татарстана (до 25%), то в последнее время резко «возбудились» покупатели из Москвы, Краснодара, Ростова, Саратова, Нижнего Новгорода, Костромы, Воронежа и даже из Республики Коми! Причина такого наплыва клиентов понятна: нынешним летом машины в Тольятти вновь стали дешевле, чем во многих регионах. В зависимости от удаленности от берегов Волги цены на «лады» могут отличаться на 15–25 тыс. рублей, не говоря уже о том, что за пределами автограда куда скромнее выбор и цвета, и комплектаций.
ВИДЫ НА УРОЖАЙ
Аналитики считают, что розничные цены на автомобили не могут долго отставать от темпов инфляции. За полгода, несмотря на все колебания, «лады» подорожали на 2,4%, а инфляция составила уже 7,8%. Так что те, кто по привычке хранил сбережения в «кубышке» в ожидании падения цены, здорово проиграли. С учетом этого (а также ряда других факторов) специалисты прогнозируют дальнейший рост цен на автомобили «Лада» на целых три месяца вперед, вплоть до конца осени. За это время средние рыночные цены на вазовские машины могут подрасти еще на 3–5%, а на некоторые наиболее популярные модели, возможно, еще больше – на 6–8%.
В то же время радует, что начала снижаться стоимость «Калины»: за июль падение розничной цены на эту модель в Тольятти составило 10 тысяч рублей. В других же регионах, где тольяттинская новинка еще в дефиците, она пока в цене.
Осенью, как полагают, должна решится судьба второй модели СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» – «Шевроле-Вивы». На перелицованный «Опель Астра» предыдущего поколения в Тольятти возлагали большие надежды – план на год составлял 7,5 тыс. штук. Но за первое полугодие удалось продать всего около тысячи седанов – при цене 368–454 тыс. рублей покупателей на «Виву» не слишком много. Окончательное решение пока не принято, но не исключено, что модель снимут с производства. А ведь год назад все так хорошо начиналось и мы предсказывали новой машине большой успех на нашем рынке. Правда, тогда за базовую комплектацию просили не 13 тыс. долларов, а 11,4 тыс. Отметим при этом, что сегодня «голую» машину у дилеров днем с огнем не сыщешь…