ГАЗ-31105 Евро II. Приказано выжить
На помощь «утопающим» пришло правительство – с 1 января 2006 года автопрому приказано перейти на выпуск продукции, соответствующей экологическим нормам Евро II взамен устаревших Евро 0. Мера призвана победить смог и поднять рейтинг отечественных автомобилей.
Требования Евро II зафиксированы в Правилах ЕЭК ООН № 83-03. Они существенно ограничивают содержание токсичных веществ в отработавших газах. Ужесточив нормы СО, СН и NOx, законодатели изменили и методику измерений. Прежде выбросы оценивали в граммах на цикл испытаний, теперь – в граммах на километр пробега.
Важное нововведение – обязательный контроль утечки паров топлива. Для проверки прогретый автомобиль закатывают в герметичную камеру, где в течение часа измеряют количество испарившихся углеводородов (CHx). Общая их масса не должна превышать двух граммов. И, наконец, Евро II поставили жирный крест на использовании этилированного топлива.
ДРУГ ПРИРОДЫ
Внешне GAZ 31105, соответствующий новому стандарту, отличается от собратьев лишь более толстой выхлопной трубой. Переход на диаметр 63 мм взамен прежних 53 мм с одновременным двукратным увеличением объема выпускной системы позволил снизить сопротивление тракта. В результате заметно улучшилась продувка цилиндров и, в конечном итоге, снизилась токсичность.
Новая «Волга» гораздо (на целых 2 дБ) тише предшественницы. Чтобы избавиться от тарахтящей отсечки, разработали новый глушитель и резонатор с двухслойным корпусом и набивкой из базальтового волокна. А с шумом впуска отлично справляется ресивер – камера объемом около 1 л, настроенная на самую шипящую частоту.
Переработали и систему питания. Для сокращения числа разъемов бензопровода (читай – утечки паров топлива) выносной насос заменили погружным, разместив его в топливном баке. На освободившееся куда более прохладное место из-под капота перенесли топливный фильтр. Усовершенствованный бензобак сообщается с атмосферой исключительно через адсорбер, где задерживаются пары топлива. Время от времени специальный клапан сообщает его с впускным коллектором для продувки. Бензопроводы так и остались металлическими, а соединительные шланги заменили трехслойными, с низкой паропроницаемостью.
Отличия экологичного двигателя от обычного невелики. «Штаны» на выпуске заменили «одногорловым» коллектором с единственным выходным каналом. Это позволило придвинуть нейтрализатор к головке, чтобы он побыстрее разогревался до рабочей температуры. Разумеется, не обошлись и без лямбда-зонда, который потребовал новой программы управления впрыском. Вот, пожалуй, и все.
На ходу поведение машины, как ни странно, не изменилось. А ведь борьба за экологию редко обходится без сопутствующих последствий, вредно сказываясь на динамических качествах в переходных режимах движения. Очевидно, делу помог «разжатый» выпуск.
Мало того, в зоне 3000 об/мин «Волга» явно прибавила прыти. Правда, соответственно (примерно на 5%) подрос и расход топлива. К сожалению, это не единственное огорчение для будущего владельца – стоимость машины также увеличится примерно на 8%. В соответствии с Правилами № 83-03 автомобиль должен оставаться «зеленым» на протяжении 80 тыс. км пробега. А дальше? Насытим российским автохламом вторичные рынки третьих стран или начнем портить собственный воздух на законных основаниях?