Осенние противостояния
ОБЛАСТНЫЕ ПРОТИВ ЦЕНТРОВЫХ
Автомобильные выставки на Красной Пресне за 10 лет стали традиционными. Стоит появиться на рекламных растяжках и плакатах аббревиатуре MIMS (Moscow International Motor Show), любители автомобилей уже планируют в семейном бюджете немалые средства на посещение шоу. Кстати, цена билета нынче подросла до 200 рублей, а ведь многим хочется побывать на выставке всей семьей… При этом автомобилей здесь с каждым годом все меньше, зато больше запчастей и аксессуаров. Ассоциация производителей автомобилей OICA решила проводить международные салоны в Москве раз в два года, к тому же «развести» Москву и Франкфурт. Поэтому второй раз подряд ведущие фирмы на Пресню не приезжают.
А тут еще областной конкурент – «Крокус-Экспо» «подкрался», предложив куда более современную площадку. Так что выставок в Москве нынче было две, хотя и небольших. Главная интрига, однако, впереди: на 2006 год, когда в Москве должен пройти настоящий официальный международный автосалон, его намерены принять… оба выставочных комплекса. Будем надеяться, что конкуренция пойдет на пользу зрителям да и производителям. На пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Интеравто-2005» в «Крокус-Экспо», глава российского «Форда» Хенрик Нензен сказал: «Эта площадка – лучшая в Европе (!) для автосалонов». Такие слова дорогого стоят: Нензен еще и вице-президент комитета автомобильных производителей Европейского Бизнес-клуба.
АЗИАТЫ ПРОТИВ РОССИЯН
В их противостоянии, по сути, прошел МИМС. Кроме российских экспонентов, на Пресне присутствовали лишь азиатские марки да европейская «Шкода». Мировых премьер – не было, зато «Флайер», «Ховер» и даже «Сузуки Гранд Витара» западнее России еще не засветились.
Две первые марки – китайские. «Флайер» построила фирма BYD, взяв за основу довольно древнюю версию «Дайхатсу-Куоре». По замыслу эта малютка должна занять на нашем рынке место между «Окой» и «Дэу Матиз».
«Ховер» – вседорожник китайской фирмы «Грейт Уолл», который может быть и… не вседорожником. В базовой комплектации у машины – задний привод. Обе китайские новинки представлены в разделе «Новости».
Похоже, на наших дорогах вскоре появятся китайские пикапы всевозможных мастей: большие и средние, двух- и пятиместные, симпатичные и не очень. Залогом тому демократичные цены от 10 с небольшим тысяч долларов. Пусть автомобиль и не настоящий вседорожник, но смотрится солидно, да и ухабы-ямы ему нипочем. Ведь все пикапы с мощной рамой и немалым дорожным просветом. Под капотом большинства «китайцев» скромные «четверки» мощностью около 100 сил. Такая быстро не повезет, зато аппетит и налоги умеренные.
Иранцы (компания Iran Khodro) уже начали продажи в России. На МИМСе представили седан «Парс» (в прошлой жизни – «Peugeot 405») и… «Peugeot 206». Да-да, параллельно с французским хэтчбеком в Москве теперь продают иранский стоимостью от 12 700 долларов. В перспективе – седан «Peugeot 206» исключительно иранского происхождения.
Россияне ответили на вызов экспозициями ВАЗа, ГАЗа и «ИжАвто». Но настоящих новинок у них, увы, не было. Вместо «Оды» и «Фабулы» в Ижевске планируют собирать корейские модели, для начала «КИА Спектра». Обрусеют два «Саньёна» – «Рекстон» и, позднее, «Родиус». Их намерены производить в Набережных Челнах на соседнем с «Окой» конвейере.
Горьковчане поразили публику «Газелью», у которой «съехала» крыша – и при этом отсутствуют какие-либо устройства пассивной безопасности. Непонятно, где и кого можно будет возить в таком экипаже. Разве что экскурсантов по территории выставок… Кроме экзотического кабриолета, вновь показали «Тигра» и «волги» – с очередным импортным мотором и удлиненную.
ВАЗ не отметился громкими премьерами. «Приору» на стендах мы уже видели. «Десятки» даже в исполнении «суперлюкс» – не сенсация. А серпуховчане, видимо, решили бороться с китайскими конкурентами их же оружием: поставили под капот «Оки» 3-цилиндровый двигатель от «Чери-QQ». Подошел, говорят, идеально. С ним машина разгоняется до сотни за пристойные 18, а не 24 секунды. Вот только останавливается, скорее всего, по-прежнему неохотно. Стоить русско-китайский автомобиль, как обещают, будет около 4400 долларов…
АМЕРИКАНЦЫ ПРОТИВ ЕВРОПЕЙЦЕВ И ВСЕ… ПРОТИВ КИТАЙЦЕВ
Это уже об «Интеравто-2005» в «Крокус-Экспо». Концерн «Дженерал моторс» представил свой самый народный автомобиль – «Шевроле Спарк». По утверждениям представителей фирмы, он вовсе не «Дэу Матиз»: 80% деталей – оригинальные. Судя по подкапотному пространству без обязательной для «узбека» растяжки-усилителя, структура кузова и в самом деле иная, более прочная. Цена – от 8490 долларов – выше, чем у «Матиза» в сходной комплектации, но «Спарк» – с подушкой безопасности, да и салон современнее.
На другом полюсе экспозиции «Джи-Эм», конечно же, «Хаммер-II». Между Давидом и Голиафом – «Опель Зафира» второго поколения, «СААБ-9-3 спорт комби», выводок угловатых «кадиллаков».
«Форд» привез на «Интеравто» концепт SAV. Уже весной этот мини-вэн должен стать серийным, не сильно изменившись внешне. Представители фирмы утверждают – попроще будут колеса да поскромнее салон.
На заметные премьеры расщедрились французы: «Рено» показал «Модус», а «Ситроен» – представительский седан С6. Но, пожалуй, чаще всего посетители выставки хлопали дверцами российского «Рено Логан».
А неподалеку… Конечно же, китайские вседорожники и пикапы. Пару машин «Пегасус» и «Сайлор» не засветили на Пресне. Интересно, что при кажущемся многообразии машин из Поднебесной не оставляет ощущение однообразия: уж больно похожи и старомодны. Ценники тоже однообразны: от 12 до 18 тысяч долларов за пикап.
* * *
Что ж, толпы зрителей на обеих столичных выставках показали: главная борьба за посетителей еще впереди. Здесь, конечно, сыграют роль и экономические факторы, и удобство подъезда. На Пресню легче добраться на метро – центр столицы давно уже превратился в большую пробку. В «Крокус», наоборот, пока проще попасть на машине, хотя автобусы от конечных станций метро, несомненно, помогают. Ясно и другое: при разумной ценовой политике мы скоро сможем видеть новинки независимо от статуса салона и четности года. Ведь наш рынок становится все более значимым для мировых производителей. Известных – и пока совсем незнакомых в Европе…
А КАК У НИХ?
Хотя г-н Нензен и назвал наш новый выставочный центр «лучшим в Европе», до размаха, с которым проходят мировые премьеры, например, во Франкфурте, ему еще очень и очень далеко. Вот как выглядит стенд «Ауди» на IAA-2005. Размеры – 100х43 м, 28 автомобилей, 35 км (!) кабеля, 1300 прожекторов по 1 кВт общим весом 60 т. Посетителей консультируют 150 представителей фирмы и снабжают информацией 100 девушек. Монтаж стенда занял у 300 рабочих 8 дней, во Франкфурт пришлось доставить 800 т оборудования на 130 грузовиках. Подготовка экспозиции длилась почти год.
Корпуса «Крокус-Экспо», конечно, позволят смонтировать и не такое. Вот только когда это станет экономически оправдано на российском рынке? Пока «Ауди» ограничилась лишь скромной площадкой на несколько машин и стойкой с рекламными проспектами.