Делать по-своему
Небольшой объем позволяет гибко подходить к потребностям заказчиков, которые постепенно смещаются от междугородных и пригородных автобусов к городским. Ситуация в экономике, тьфу-тьфу, стабильная, и у крупных центров появились средства на обновление автобусных парков.
Собственно, городской автобус для «Волжанина» не в новинку: 12-метровая модель 5270 освоена восемь лет назад. Более вместительный (до 160 пассажиров) трехосный 15-метровый городской «Волжанин-6270» на шасси «Скания» выпускают уже год. Но запросы российских заказчиков тоже не стоят на месте – подавай им полноценный «низкопольник» с надежными импортными агрегатами и чтобы недорого…
Низкопольный автобус – штука только на вид простая. Чтобы попасть в салон, не надо взбираться по ступенькам – один шаг с тротуара и пассажир внутри. Настоящий «низкопольник» позволяет входить без ступенек не только через переднюю, но и через среднюю дверь, и даже сзади пол приподнят максимум на одну ступень. Для этого требуется совсем иная «трамбовка» агрегатов. Ведущий мост со смещенным редуктором, специальная компоновка моторного отсека – все это делает машину сложнее и дороже. Но экономит время на посадку-высадку пассажиров и в результате повышает прибыль транспортных предприятий.
Проектируя новую модель «Волжанина», решили отказаться от готового шасси «Скания» (хотя ряд элементов все-таки из Швеции). Конструкция кузова, как и прежде, полностью самостоятельная, мосты и рулевое управление от немецкой ZF. В моторном отсеке «Волжанина-5270Н» шестицилиндровый рядный «Дойц BFM1013ECP», спаренный с гидромеханическим «автоматом» «Фойт». Представлять дизели «Дойц» в России не надо – безупречная репутация этих моторов заложена во времена строительства БАМа.
Пришлось изрядно помудрить и с топливными баками, которые расположены в подиумах под сиденьями, и с новой схемой вентиляции салона, и даже сконструировать «подвесной потолок». Особенность кузова – модульная конструкция, при которой боковины не цельные, а собраны из секций, совпадающих по габаритам с размерами окон. Такая схема помогает избавиться от многих резонансных шумов, неизбежно возникающих в «натянутой» обшивке автобусного кузова. Она же позволяет быстро создавать и модификации разной длины.
Новый облик городского «Волжанина» – работа дизайнера Кирилла Гордеева, который сумел придать машине запоминающиеся черты, не отрываясь от технологических возможностей завода. «Минимализм» продиктован прежде всего отсутствием прессового производства, но по мере увеличения выпуска открываются новые возможности, так что угловатые формы – это не навсегда. И даже не очень надолго, судя по темпам освоения новых моделей в городе Волжском.