Предзимние смотрины

Предзимние смотрины

Отечественный рынок предлагает известные, проверенные временем изделия с набором определенных качеств и свойств, но всегда хочется чего-то новенького. Самого-самого! Подогревают интерес и производители – осваивают новые технологии, знакомят с модными рисунками протектора, доводят до совершенства свою известную продукцию. Да и зимы пошли такие, что в октябре-ноябре не всегда угадаешь, какие покрышки выбрать.

Отдадим должное автомобилистам – они становятся все более информированными, весьма четко формулируют свои требования к зимней резине. Среди них уже есть «профи» – приверженцы тех или иных марок, вариантов с шипами или без них. Но при всем этом, для очень многих поход в шинный магазин – своего рода испытание. Как тут не растеряться, когда порой специалисты путаются в особенностях тех или иных моделей, а ценовые диапазоны заставляют долго чесать в затылке.

Мы попробуем помочь разобраться в особенностях зимней резины, определиться с основными ее приоритетами. Причем, как и в предыдущем эксперименте (ЗР, 2005, № 3), не станем ограничиваться зимними покрышками – для наглядности и по другим причинам присовокупим к ним летние и всесезонные. Но начнем, конечно, с тех, что предназначены для наступающего сезона.

ЗИМНЯЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ

Эти покрышки весьма широко представлены на отечественном рынке. Они частые гости рекламных роликов, иногда даже наряду с зимними шинами для северных стран. Их характерные признаки: скругленная (как на летних шинах) боковина, развитый, хорошо отводящий воду и, как правило, направленный протектор. Глубина его невелика – 8–8,5 мм, поскольку шина призвана хорошо «работать» не только на льду и снегу, но и на асфальте. Что еще? Разумеется, ламели (небольшие зигзагообразные прорези), которые, деформируясь в пятне контакта, увеличивают сцепные свойства на скользких покрытиях. Остальное – конструкция и рецептура резиновой смеси – ноу-хау производителей.

В наибольшей мере именно смесь определяет шинам температурные диапазоны, а потребителю остается ориентироваться в этом по кратким надписям или по криптограммам на боковинах покрышек. Наиболее популярно сочетание М+S (грязь+ снег) или набор символов с приоритетами оптимального использования изделия в то или иное время года. Европейская зима – это в основном дожди и околонулевые температуры, поэтому и «зимние европейские» «заряжены» на такую погоду.

А что же настоящей зимой? На первый взгляд, тоже неплохо, по крайней мере на укатанном снегу. На этом покрытии автомобиль, одетый в такую резину, понятен, его реакции хорошо прогнозируемы. Конечно, ощущаешь, что запас сцепных свойств маловат – машина склонна к ранней блокировке колес, активному буксованию при разгоне. Тем не менее результаты стабильны, что позволяет говорить об определенных «зимних» способностях шины.

Лед и рыхлый снег вносят свои коррективы. На них, например, наша подопытная «десятка» надолго «зависает» в плохо управляемых скольжениях. От добротного ее поведения не остается и следа. Автомобиль неважнецки тормозит, плохо разгоняется и управляется. В сугробах застревает легко и надолго. В общем, чувствуется, что для настоящей зимы эти шины приспособлены так себе, на троечку.

ЗИМНЯЯ НЕШИПОВАННАЯ

Этот продукт, предназначенный для северных стран, пожалуй, самый сложный компромисс. С одной стороны, шина должна обладать очень эластичным протектором, «липнущим» ко всему снежному и ледяному, а с другой – уметь ездить по асфальту, хотя бы влажному. Задачка не из легких – идеального решения у нее нет до сих пор.

В зимнем активе покрышки (ее еще называют «фрикционной») крупный «шашечный» протектор глубиной до 10 мм. Он бывает направленным или симметричным, но почти во всех случаях заканчивается острой кромкой, способной лучше «врезаться» в снег под действием боковых сил. Ламелей здесь гораздо больше, и они представляют сложные комбинации из зигзагообразных надрезов, которые цепляются за микронеровности дорожного полотна. Одно из основных требований к рисунку протектора – способность к самоочищению.

Рецепты резиновых смесей подбираются здесь уже так, чтобы шина не теряла эластичности при низких температурах. Естественно, в сложных конструкциях приоритеты варьируются. Например, одна шина дружит со снегом и льдом, другая увереннее ведет себя на асфальте. Компромисс найти трудно, зачастую при проектировании учитывают даже наличие на современных автомобилях ABS и систем противоскольжения.

В нашем конкретном случае «фрикционка» была откровенно плохо приспособлена к летним покрытиям. Зато попав в родную стихию, сразу воспряла духом. Особенно ей по нраву снег во всех его проявлениях. Автомобиль демонстрирует прекрасную проходимость и надежный контакт с дорогой. На этих покрышках он сразу обрел свое «я», позволил четко рассчитывать тормозной путь, эффективно разгоняться и легко управлять боковыми скольжениями. Минус один – рысканье на высокой скорости.

Тем не менее на льду не все идеально. Конечно, с «европейской» не сравнить – шина гораздо стабильнее, но автомобиль довольно резко срывается в скольжение, дольше «думает» при коррекции. Водитель должен очень тонко чувствовать грань между «едет» и «не едет», особенно в быстрых поворотах. Кажется, только что на снегу «десятка» была под полным контролем, а попал на лед – и заскользил, с трудом удерживая машину. Словом, все бы хорошо, но есть проблемы в поведении.

ЗИМНЯЯ ШИПОВАННАЯ

На первый взгляд, шина очень похожа на «фрикционку»: крупный протектор, ламели, острая кромка. Однако конструктивно она иная и тоже довольно сложная.

Если присмотреться внимательнее, увидишь, что ламелей здесь меньше, протектор, как правило, жестче и, если можно так сказать, «мясистее». Все это в угоду их величеству шипам, ради которых создатели идут на всевозможные ухищрения. Ведь шину мало ошиповать, надо эти «железки» надежно зафиксировать в протекторе, сохранив при этом его эластичность. Отсюда всевозможные конструкторские изыски: разные по твердости резиновые смеси (верхний слой мягкий, нижний – жесткий), специальные прокладки-подушечки, демпфирующие пиковые нагрузки в пятне контакта. И еще много такого, что позволяет шипам иметь строгую ориентацию и в то же время надежно работать в чрезвычайно жестких условиях.

Естественно, компромиссных решений здесь немало, поэтому производители не одобряют эксплуатацию шин, предназначенных для ошиповки, без шипов. Став менее эластичными, они просто не смогут обеспечить стабильные сцепные свойства, например, на льду. Зато на асфальте на этих покрышках чувствуешь себя заметно увереннее, что и подтвердили наши предыдущие испытания.

Многие склонны считать: шипованная покрышка на зимней дороге панацея от всех бед. Дескать, проедешь где хочешь и как хочешь. Так ли это? Действительно, поведение нашего автомобиля стало увереннее. На извилистом серпантине машина точнее в управлении и заметно активнее, она охотнее реагирует на команды водителя, прощает ошибки, а главное – не боится льда. При малейшей возможности шина прямо-таки вгрызается в его зеркальную поверхность, сохраняя заданную траекторию движения. Однозначно за «шипы» и результаты торможений, особенно на льду. Отполированный до блеска предыдущими испытаниями, он вдруг словно стал шершавым – настолько велика разница в замерах. Конечно 70 метров тормозного пути всего-то с 50 км/ч впечатляют, но без шипов было куда страшнее.

А на снегу преимущества «зубастых» минимальны. Шипы здесь почти не работают, и основная нагрузка ложится на протектор. Он прекрасно справляется со своими задачами, но кое-где чувствуешь, что более мягкая «фрикционка» может дать фору. Например, в проходимости. На ней автомобиль буксовал, но ехал, сейчас же приходится аккуратничать. Чуть резче тронулся, «прорезал» шипами глубокую канавку – приходится давать задний ход. Так что, хотя в целом поведение машины лучше, остается открытым вопрос: проедешь – не проедешь?

ВСЕСЕЗОННАЯ

Откровенно говоря, на основании полученных результатов сложно охарактеризовать ее особенности. Быть слугой четырех сезонов ох как непросто. Тут впору обсуждать не комплекс свойств, а лишь отдельные, позволяющие судить о тех или иных возможностях.

В принципе по конструкции и внешним данным шина ближе к летней, нежели к остальным. Скругленная боковина, обычный протектор, чуть суровее рассеченный продольными и поперечными насечками. Возможно, вся хитрость в составе резиновой смеси – не зря же здесь надпись «All seasons» на боковине. Все это обнадеживает и пугает одновременно.

Определенные «зимние» задатки во «всесезонке» все же присутствуют. На снегу автомобиль тормозит и разгоняется, демонстрируя результаты, сравнимые с «европейкой». Уже неплохо. Однако, даже в сравнении с последней, поведение машины здорово изменилось. Она словно «всплывает» на рыхлом снегу, норовит уйти в сторону в самом безобидном повороте. И если европейская зимняя шина обеспечивала хоть какую-то стабильность в движении, то эта – только разгоняется и тормозит. Поворачивать – ни в какую. Похоже, ее продольные сцепные свойства возобладали над поперечными. Да и о проходимости говорить особенно не приходится.

На льду ситуация вовсе становится критической – размеченного под торможение участка едва хватает для полной остановки. Нет, пожалуй, если вспомнить предыдущие эксперименты, эта шина – ни то ни се.

ЛЕТНЯЯ

Окаменевшая от легкого бодрящего морозца, она честно выполнила свой долг, пройдя все виды зимних испытаний. Автомобиль отказывался разгоняться, тормозить, улетал в сугробы, вертелся волчком на льду. И все это для того, чтобы показать: летняя шина зимой – еще страшнее, чем зимняя летом. Какие-либо комментарии здесь излишни. Достаточно просто взглянуть на цифры и возможность круглогодичной езды (дескать, я аккуратненько) отпадет сама собой.

ПРИОРИТЕТ ВЫБОРА

Ну с «профи» все понятно. Они наверняка с чем-то согласятся, подвергнув критике отдельные результаты. Как быть остальным?

Во всех случаях на зимних шинах не стоит экономить. Шипы или нет – решать самому: надо просто представлять достоинства и недостатки тех и других. Важно, чтобы зимняя шина была именно зимней, то есть специально созданной для «северных широт», к коим относятся многие регионы России. Только в этом случае она обеспечивает стабильность на скользких покрытиях.

Остальные – в большей или меньшей степени компромисс. Если европейская зимняя покрышка лишь иногда требует специальных навыков вождения, например, на льду, то другие на скользкой дороге коварны в большинстве жизненных ситуаций.

Подпишитесь на «За рулем» в