Ни богу свечка, ни черту кочерга…

НИ БОГУ СВЕЧКА, НИ ЧЕРТУ КОЧЕРГА…

СВЕЧИ И РУССКИЕ ШАШКИ

Свечи зажигания… Все просто и понятно – с XIX века особых изменений они не претерпели. Поэтому скептики и заявляют, что на работу двигателя они особо не влияют – если, конечно, речь не об откровенном браке. И делят все свечи на две большие группы – дешевые и «крутые» или «наши» и «ненашенские».

Если ограничиться простейшими проверками типа «искрит – не искрит», то скептики абсолютно правы – все свечки одинаковые. А если копнуть чуть глубже и постараться выяснить, как проявит себя с разными комплектами свечей один и тот же карбюраторный «восьмерочный» двигатель, то получится, что ничего-то мы про свечи не знаем…

Проверка 27 комплектов «восьмерочных» свечей была похожа на игру в русские шашки – казалось бы, все примитивно, но одинаковые, на первый взгляд, «фитюльки» неожиданно порождали «из ничего» совершенно немыслимые комбинации – с жертвами качества и матовыми финалами. Их беглое описание разместилось на… 85 страницах официального протокола – такой экспертизы у нас еще не было!

Работа растянулась на две серии – назовем их безмоторной и моторной. При этом, чтобы создать итоговую «табель о рангах», мы применили пятибалльную оценку качества свечей. Каждому виду испытаний присваивался свой весовой параметр (коэффициент) – чем важнее измеряемая величина, тем он выше. При этом на каждом этапе результат лучшего изделия – не важно, в миллиметрах он или в омах – приравнивался к 5 баллам, а худшего – к 1 баллу. Остальные, естественно, довольствовались промежуточными значениями. В итоге все без исключения испытания оценены нами по единой балльной шкале.

ЧТО И ЗАЧЕМ МЕРИЛИ?

В ходе первой серии оценивалось качество изготовления купленных свечей, в том числе:

Величина искрового зазора и разброс параметра по комплекту, а также отличие от заявленной величины. Весовой коэффициент (ВК) – 0,05.

Величина сопротивления встроенных резисторов и разброс по комплекту. ВК – 0,05.

Герметичность – наличие утечек через изолятор свечи под давлением. ВК – 0,15.

Качество и стабильность искрообразования в атмосферных условиях при номинальном и пониженном напряжении питания. ВК – 0,1.

На что влияют эти показатели? Вряд ли стоит объяснять, что все свечи из одного комплекта должны быть одинаковыми – чем выше разброс, тем хуже на фирме дела с технологией. А что сказать, когда, к примеру, заявленный искровой зазор процентов эдак на 50 (!) меньше реального. То же и с сопротивлением встроенных резисторов – точнее, сопротивлением всего участка прохождения разряда. Гнать надо того технолога, на участке которого оно может скакать, скажем, от 40 до 130 кОм – это же напрямую влияет на энергетику разряда! И уж совсем недопустимо, когда нормальная с виду свеча оказывается «дырявой»: компрессометр в руках моториста тупо покажет нормальные цифры, а двигатель будет вибрировать, терять мощность и плохо пускаться.

В конечном итоге свеча обязана дать хорошую стабильную искру, причем нужного цвета. Идеальный вариант – яркая белая искра, затем, по мере ухудшения, – голубая, синяя, розовая и, не дай бог, красная: она самая «холодная».

Встретив свечи «по одежке», провожаем их на моторный цикл – на «вторую серию» испытаний. При этом оцениваются:

Комплексный моторный показатель на базовом режиме. Весовой коэффициент (ВК) – 0,3.

Комплексный моторный показатель на аварийном режиме. ВК – 0,15.

Напряжение прекращения работы двигателя. ВК – 0,1.

Склонность к загрязнению. ВК – 0,05.

Склонность к самоочистке. ВК – 0,05.

Непонятно? Может, со временем в толстой книге расскажем подробнее, а пока отметим, что комплексный моторный показатель рассчитывается по восьми (!) усредненным параметрам – здесь и крутящий момент, и экономичность, и показатели токсичности, и многое другое. Аварийный режим подразумевает аналогичный объем испытаний, но при напряжении питания 8 В – имитируем езду дождливой холодной ночью без генератора. Напряжение полного прекращения искрообразования характеризует возможность пуска двигателя при «посаженном» длительными мучениями аккумуляторе.

Что касается испытаний на отложения – от загрязнения до самоочистки, то это еще одна попытка оценить работу свечей в реальных условиях эксплуатации. Заодно дается косвенная оценка соответствия фактического калильного числа свечей заявленному. С одной стороны, температура свечи должна быть не слишком высокой, чтобы не вызывать раннего калильного воспламенения, а с другой – не слишком низкой, чтобы выжигать отложения на электродах. Отметим, что температура свечи во многом зависит не только от ее конструкции, но и от типа и настройки двигателя. Поэтому странно выглядит, когда одна и та же свеча рекомендуется для сотен совершенно разных моторов. В авиации такого не встретишь: там для каждого двигателя – строго заданный тип свечи.

Склонность свечей к загрязнению проверяли при работе на «адской смеси» из 80% бензина А-76, 15% дизтоплива и 5% минерального моторного масла. Перед такой «пыткой» свечи взвешивали. Затем на режиме холостого хода вырабатывали 20 л этой «бодяги», после чего свечи выкручивали, очищали изолятор и корпус, не трогая электроды, и снова взвешивали. Только после этого отправляли «в пробег» на фиксированном нагрузочном режиме (4000 об/мин, 70% открытия дросселя). Вторичное взвешивание (с точностью до 0,0001 г) позволяло оценить самоочистку свечей.

Итак, набралось девять основных параметров, на основе которых купленным свечам будет вынесен вердикт. Эксперты уже достали комплект щупов и начали измерять зазоры, а мы пока немного передохнем и поговорим про цвет искрового разряда…

ВАМ КАКОГО ЦВЕТА?

Цвет искры однозначно говорит об энергетике разряда. Идеальный вариант – яркая белая стабильная искра, не меняющая своего положения. Наихудший – красная «прыгающая» искра: она (повторим) самая «холодная». С процессом сгорания это связано примерно так: начальный очаг пламени формируется в искровом промежутке свечи, а затем с определенной скоростью движется по камере сгорания. От этой скорости зависит все – и мощность двигателя, и экономичность, и токсичность. На нее влияют десятки разных параметров – от формы камеры до расположения клапанов, но начальная скорость зависит только от состава смеси, которую мы «не трогаем и не меняем», а также от размера очага воспламенения (линейно!) и от температуры, причем квадратично! Поэтому по цвету искры можно точно предугадать поведение двигателя.

Мы проводили атмосферный анализ искрового разряда. Могут возразить, что под давлением условия иные. Это так – но в то же время искрообразование при 20°С и атмосферном давлении более затруднено, нежели при 500°С и 10 барах в конце такта сжатия. Поэтому свечи, которые лучше искрят на воздухе, увереннее работают и в реальном двигателе, что подтвердили проведенные нами испытания.

ДОЛОЙ СКЕПТИЦИЗМ!

Так говорите, что все свечи одинаковые, господа скептики? Ну-ну… Специально выискивать недостатки не будем, однако сразу оговоримся – абсолютно недопустимым считается:

разрыв в цепи искрообразования;

отсутствие искрообразования хотя бы на одном из режимов;

наличие больших утечек, не позволяющих поднять давление в барокамере.

Условно допустимыми будем считать:

наличие периодического пропуска вспышек;

травление давления из барокамеры со скоростью не более 1 бар/с.

А теперь берем в руки протокол…

Е-мое! Половина свечей никуда не годится…

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ И КТО ВИНОВАТ?

М-да… Купить нормальную свечу оказалось едва ли не труднее, чем свежий аккумулятор! Более того – здесь, в отличие от аккумуляторов, ни от внимания покупателя, ни от порядочности продавца вообще ничего не зависит. Лотерея!

Ладно, ближе к делу. В протоколе – более полусотни таблиц; вашему вниманию предлагается одна – итоговая. Все оценки, как уже отмечалось, даны по пятибалльной шкале – как в школе. При подсчете итоговой суммы каждая оценка множится на свой весовой коэффициент – в итоге максимальная теоретически возможная оценка могла составить опять-таки пять баллов. А минимальная, извините, – кол.

Набранные баллы – это объективный фактор: что получилось, то получилось. Но еще остается субъективная оценка – как в фигурном катании: бывает же, что маститые призеры нравятся публике куда меньше, чем обделенные медалями спортсмены второго эшелона. Так и здесь – оцениваешь внешний вид изделий, прикидываешь их цену и порой понимаешь, что, несмотря на хорошие набранные баллы, язык все равно не поворачивается рекомендовать некоторые из них. В итоге испытанные свечи мы все-таки расположили согласно табели о рангах – чем больше баллов, тем выше она стоит. А рядом высказано наше личное мнение о покупке – все-таки свои деньги платили…

Итак, все внимание – нашим комментариям к фото. Общее же впечатление можно выразить кратко – началось! Доморощенным «фальшивомонетчикам» пришла мощная подмога из-за кордона – да такая, что представители крупных фирм сами порой не могут уверенно сказать, как отличить подделку от прототипа. Что-то сильно Китаем запахло… Например, где сделаны купленные нами свечи «Бриск» – непохоже, что в Чехии. А откуда родом «Чемпион» с тройным разбросом по сопротивлению и хрупким изолятором? Почему так слабо выступила «Дэнсо» – ее же прочили в победители? В какой упаковке нужно покупать четырехэлектродные «боши», чтобы не нарваться на «неправильный» комплект? И что нам продали под видом «Финвала»?

Короче говоря, из 27 испытанных комплектов свечей слов «Покупкой довольны» заслужили только 14 наборов – чуть больше половины. Но еще хуже другое – нет никакой уверенности, что те же свечи, купленные в другом городе и в другом магазине, поведут себя так же. Ведь даже у «платинового» победителя одна из четырех свечей едва не провалилась по герметичности – что же сетовать на остальных?

Победителей в нашем марафоне называть, пожалуй, не стоит. Хотя как ни крути, а лучше других выглядят «боши» – помимо приятных турнирных строчек, они могут похвастаться сетью фирменных магазинов, в которых вероятность встретить подделку все-таки ниже, чем в других местах.

ЛОШАДИ И «ЛИАНА»

Так что же – ставить автомобиль на прикол и пересаживаться на лошадь? Ей-то и свечу ввернуть некуда… Если не рассчитывать только на удачу, то можно все-таки посоветовать следовать изречению классика про учет и контроль! Достаточно трех процедур:

– возить с собой маленький тестер и при покупке проверять сопротивление свечей – сразу отсеются явно неработоспособные;

– перед установкой свечей все-таки промерить и скорректировать искровые зазоры – особенно если дело касается дешевых вариантов;

– посмотреть, как искрит свеча при прокрутке двигателя от стартера – желательно на темном фоне. Сразу определятся и цвет, и стабильность.

Герметичность свечей, конечно же, без специального прибора не проверишь, но на этот серьезный дефект укажет темный поясок вокруг шестигранника – он появляется через некоторое время после установки свечей на двигатель. От таких лучше сразу избавляться.

А начальнику свечи заменили правильно: прежние полностью потеряли герметичность… Другое дело, почему это произошло так быстро – уже к первому ТО? И зачем таким барахлом комплектовали его новенькую «Лиану», собранную явно не у нас? Правда, после того уровня качества, с которым довелось ознакомиться во время нашей экспертизы, удивляться уже ничему не приходится.

В конце концов, кто сказал, что плохие свечи делают исключительно для «восьмерок»?

ВООБРАЖАЕМЫЙ ДИАЛОГ С НЕДОВОЛЬНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ

– Где вы покупаете такую дрянь? Наши свечи хорошие, а вы специально выискивали черт-те что!

Свечи закупались как всегда – в центральных магазинах Москвы. Рынки и всякие там палатки обходили за версту. Нас интересовали «серьезные» изделия – с чеками и все такое…

– Нельзя судить о торговой марке по одному случайно купленному комплекту – это лотерея, а не испытания!

А почему в лотерею должен играть покупатель, который вместо работоспособного комплекта свечей получает за свои деньги нечто непотребное? Он не может и не должен закупать свечи килограммами, чтобы затем выискивать нормальные образцы. К тому же ЗР – это все-таки журнал, а не суд присяжных: у нас разные задачи.

– За китайцев мы не в ответе. А заведомо неподдельные работающие изделия нужно брать не в магазине, а непосредственно у производителя или дилера.

Так-то оно так, но многие ли наши читатели имеют такие возможности? Они вынуждены идти в магазин – другой дороги у них нет. А борьбу с «леваком» должен возглавлять именно производитель – открывать фирменные магазины, обучать продавцов, звонить 02! Да и ЗР к их услугам – мы всегда рассказываем, как отличить суррогат от подлинника…

Подпишитесь на «За рулем» в