О четырех ногах
По достоинству оценив роль АBS в предотвращении аварий, наши законодатели обязали оснащать ею автобусы категории М2 с числом пассажирских мест свыше восьми, в которую попали «Газель» и «Соболь». С начала 2003 года такие машины, укомплектованные системой АBS-5.3 фирмы «Бош», сходят с конвейера серийно. Снаружи догадаться о наличии устройства можно лишь по ярко-желтой окраске кузова – какие-либо надписи на машине отсутствуют. Иное дело – с изнанки.
Приглядимся к главному тормозному цилиндру (фото 1). Видите эту бобышку снизу? Она указывает на то, что в поршне вторичной полости появился центральный клапан.
На фото 2 – сердце АBS, гидроагрегат, содержащий клапанную часть, электронасос, электронный блок управления. Закреплен на левом лонжероне ниже расширительного бачка системы охлаждения двигателя.
Система «Бош-5.3» – трехканальная, с четырьмя датчиками. Два канала регулирования отвечают за торможение левого и правого передних колес, третий – за задние колеса. Передние колесные датчики (фото 3) закреплены на поворотных кулаках, задние – на фланцах цапф (фото 4), причем передние для «Соболя» и «Газели» различаются, а задние одинаковы (фото 5). Правда, отличия сводятся к расположению фиксирующих втулок кабеля, но «умельцы» должны понимать важность вопроса. Разумеется, доработанные под крепления датчиков и импульсных зубчатых роторов детали пригодны для установки на автомобиль, не оснащенный АBS.
В приводе задних тормозов на прежнем месте сохранился регулятор тормозных сил – ограничивая давление в заднем контуре, он снижает нагрузку на исполнительный механизм (фото 6).
Электрическая часть системы защищена двумя плавкими предохранителями. Один – на 60 А, находится в моторном отсеке возле батареи (фото 7), второй – в коробке предохранителей слева под панелью приборов (фото 8).
Электронный блок управления – со встроенной самодиагностикой. При включении зажигания на щитке загорается красная контрольная лампа. Если она не погаснет в течение двух-пяти секунд – что-то не в порядке. АBS при этом отключится и тормоза станут работать как обычные. Питание контрольной лампы организовано так, что если провод, соединяющий ее с блоком управления оборван, она при включенном зажигании горит постоянно, как при неисправности АBS.
Диагностический разъем АBS-5.3 двухконтактный. Закреплен на кронштейне гидроагрегата (стрелка на фото 2). Для считывания кодов неисправностей нужно перед включением зажигания соединить L-линию (красный провод) с «массой». После включения зажигания сигнальная лампа АBS начнет мигать – блок вошел в режим считывания кодов неисправностей, теперь провод можно отсоединить от «массы». Подсчитав количество вспышек, по таблице определим код ошибки (их 26).
После выключения зажигания блок управления выходит из режима считывания. К сожалению, информация доступна лишь специалистам. В отличие от других автопроизводителей, таблицы кодов завод ГАЗ предоставляет только своим сервисным центрам, где есть обученный персонал, оборудование и документация для определения и устранения неисправностей такой высокоинтеллектуальной системы, как АBS-5.3.
Есть и более прогрессивный способ выявления неисправностей АBS – с помощью тестера или компьютерной диагностической программы. Он позволяет установить не только характер неисправности, но и ее актуальность. На ОАО «ГАЗ» опробованы два таких тестера фирмы «Гамма Плюс» – ГМ-7.1.71 и ГМ-3 (фото 9). Они способны считывать раздельно информацию об актуальных и неактуальных (прошлых) ошибках, стереть последние, проверить правильность подключения датчиков и стоп-сигнала, а также управлять клапанами и электронасосом для заполнения гидроагрегата АBS после его замены.
Сами гидроагрегаты «Газели» и «Соболя» одинаковы. В случае поломки – только замена: разборка и ремонт не предусмотрены. Проделать это нетрудно самостоятельно. Если устанавливать уже заправленный жидкостью агрегат, то систему прокачиваем по давно известной схеме, начиная с заднего правого колесного цилиндра. С сухим гидроагрегатом процесс усложняется, ведь клапаны вторичного контура (сброса давления) «нормально закрыты» – открываются только при срабатывании АBS. Поэтому сначала прокачиваем гидропривод, а чтобы воздух быстрей его покинул, с помощью тестера несколько раз включаем электронасос (для этого предусмотрен режим прокачки). При открывании клапанов заполнится жидкостью и вторичный контур.
Остается лишь проверить сигнал, поступающий с колесного датчика в блок управления. Для этого вывешиваем колесо и, раскрутив его, следим за показаниями прибора.