Российский автомат, но не «калашников»
(Если, конечно, не считать агрегатов для правительственных лимузинов.) Компания «Кате», набившая руку на ремонте импортных коробок, отважилась пойти дальше и разработала собственные «автоматы» для легких грузовиков и переднеприводных легковых моделей. Чтобы достичь столь амбициозной цели, потребовалось объединить интеллектуальный потенциал молодых выпускников и ученых МГТУ им. Баумана, производственные возможности тайваньской фирмы Tsang Yow (лидера по производству деталей «автоматов» в регионе), заручиться поддержкой Минпрома РФ и договориться с Внешторгбанком об инвестициях.
В настоящее время под этот проект начато строительство сборочного завода в Калининграде мощностью 260 000 агрегатов в год, где поступающие с Тайваня узлы будут превращаться в готовые коробки передач. Подчеркнем, речь не идет о копировании зарубежных образцов – многие технические решения запатентованы. Шестиступенчатый агрегат RL608 для моделей ГАЗ и УАЗ – привычной конструкции, правда, сцепление, блокирующее гидротрансформатор, в нем не одно-, а многодисковое, что повышает ресурс. Коробка работает при давлении масла всего 10 атм, а не 20–25, как обычно. Расчетный ресурс при крутящем моменте до 300 Н.м – не менее 300 000 км.
Более интересна семиступенчатая коробка FT702 для переднеприводных автомобилей (имеются в виду прежде всего «лады» и «Форд Фокус»). В ней реализуется практически идеальная характеристика и притом… нет гидротрансформатора. Можно сказать, мы имеем дело с автоматизированной планетарной коробкой. Агрегат получился даже короче, чем штатная пятиступенчатая коробка, применяемая на «ладах». Он также рассчитан на 300 000 км и крутящий момент до 150 Н.м. Пятая передача – прямая и потому на ней КПД близок к 100%. На остальных передачах (кроме первой и заднего хода) этот показатель не опускается ниже 97,8%. Весь набор реализован лишь тремя планетарными звеньями и шестью элементами управления. Говорят, на сегодня аналогов в мире нет.