Гонки грузовиков. Потертое седло
Позабросили на радость штрейкбрехерам все перевозки и уже в четверг стали лагерем возле трассы. Приехали кто на чем: молодежь на мотоциклах – они разместились в крохотных палатках, народ посолидней с семьями – в моторхоумах или прицепах-караванах. Бродяги-дальнобойщики по привычке устроились в кабинах тягачей и даже в холодильных и самосвальных полуприцепах!
Отдыхают на всю катушку – музыка, вино и пиво (но пьяных не видно!), в воздухе – запахи жареного мяса и рев на все лады воздушных дуделок. Наряды эпатажны – кожаные «косухи», усеянные заклепками, банданы и широкополые шляпы с мохнатыми хвостами. У нас нечто подобное творится на трофи-рейдах и байкерских фестивалях, но здесь совсем другой масштаб! Все ждут пятницы, когда откроются для посетителей «конюшни» команд.
Цепочка, отделяющая территорию команды от болельщиков, приподнимается только по предъявлении журналистского удостоверения. Смотреть и фотографировать скрепя сердце разрешают, но на вопросы отвечают неохотно. Оно и понятно – ходят тут всякие, а команды – сплошь частные и содержание влетает в копеечку. Заводы-то с гонок ушли…
Если говорить о марках, то в лидерах здесь MAН, на моделях F2000 и TGA выступает одиннадцать участников, на «Рено-Премиум» – пять, трое – на «мерседесах». Чешская команда «Баггира» изменила родной «Татре» с тремя какими-то метисами: кабины «Фрейтлайнера» и двигатели «Катерпиллар». По два «Вольво», «ИВЕКО-Стралиса», «Скании», английских «Фоден» и финских SISU.
Все они «близкие по конструкции к серийным тягачам». Это с фанерным-то седлом и дырчатой, как решето, облегченной рамой! Все что можно – из алюминия и пластика, и если на скорость не влияет – держится на соплях.
От рессор оставляют один-два листа, а чтобы обеспечить отменную управляемость, дополняют их реактивными штангами. Для снижения центра тяжести АКБ размещают под рамой, а рессоры – под балками мостов – как на легковушках. Получается жестко и короткоходно.
Не будь ограничений на минимальную полную массу 5500 кг, пилили бы и дальше. Однако и эти килограммы надо «загнать» на ведущие колеса. Легче бескапотникам, на них двигатель с коробкой (самые тяжелые агрегаты) опускают и сдвигают назад так, что кажется и крестовинам в кардане места не останется. В капотных машинах мотор тоже иногда сдвигают, делая в кабине тоннель, но чаще дизель стоит на своем месте.
Еще одна особенность этих машин – водяное охлаждение тормозных дисков. После яростного торможения грузовик окутывают клубы пара – воду через форсунки подают внутрь вентилируемых дисков.
Форсирование двигателя грузовика более чем в два раза кажется невозможным, но тракрейсинг знавал еще более крутые цифры. Ныне в характеристиках скромно указывают: свыше 850 л. с. на «Скании» португальца Хосе Фернандеса или 1150 – на «баггирах». Раньше мощность достигала 1500 «лошадей»! Чтобы уравнять шансы гонщиков (или поберечь их буйные головы), кроме минимальной массы автомобилей предписали ограничительную шайбу перед турбокомпрессором – она и душит моторы.
Объем двигателей – от 11 литров у «Рено» до 13 у недавнего дебютанта «Курсора-ИВЕКО». В этом году на MAН впервые установили дизели D20, правда, без «коммон рейл», а с ТНВД, как у многих конкурентов. При перегазовках из труб вырывается густой черный дым, однако если сажи с избытком, могут и снять с гонки. Почти все машины с глушителями, правда, толку от них немного. Трудно понять, зачем этим монстрам 16-ступенчатые коробки при том, что передаточные числа мостов всего-то около 2! Кабины начисто лишены даже намека на комфорт – одно голое железо и алюминий, вместе с сиденьем жестко прикрученные к раме. Так точнее чувствуются малейшие нюансы поведения автомобиля на трассе. Здесь, как и на F1, рецепт успеха в отличной управляемости, мощности, круто замешанных на мастерстве пилота.
«Формульную» трассу для грузовиков укоротили на треть. Квалификация – девять кругов, зачет – тринадцать.
Старт! Моторы взрываются басами так, что закладывает уши, и, визжа шинами, болиды уходят по стартовой прямой вдоль зрительских трибун. После первого же поворота плотная лавина вытягивается в ревущую колонну с лидером и преследователями.
В последние годы поутихла силовая борьба на трассе – соперников уже не выбивают на обочину. Но всякое бывает… Вот француз Алан Буффе на MAНe вылетел с правого поворота и… разворошил отбойник из старых шин. Пилот не пострадал, но гонка для него закончилась. Немец Йохан Хан на «Мерседесе» сцепился «бортами» с Метсом Саммерфельдом на «Седдон Аткинсон». В результате пластиковый обвес с левой стороны англичанина разлетелся по трассе, а у немца оказалось порезано правое наружное колесо. Но на подобные мелочи здесь внимания не обращают. И хотя проходить левые повороты Хану стало значительно сложнее, он не просто добрался до финиша, а «привез» бронзу и лохмотья на диске, оставшиеся от шины.
Тракрейсингу уже который год предрекают скорую кончину, но он жив и собирает с каждым годом все больше зрителей. И не важно, есть у них свои грузовики или нет, насмотревшись на гонки, парады олдтаймеров и «американцев», они обязательно себе что-либо приобретут. Кто грузовик, кто широкополую шляпу, а кто майку с надписью «Мой папа – дальнобойщик». И все будут ждать следующего праздника, где, наконец, победит любимая команда.