ОСАГО. Прошло два года
Противники «грабительского» закона требовали его отмены или, по крайней мере, значительного сокращения страховых взносов, в Думу поступали все новые и новые поправки к закону, страховщики настаивали на том, чтобы дать время на его апробацию. Тогда как раз и называли срок – два года. Уже известно, что осенью планируют внести в закон первые изменения (о них поговорим в следующем номере). Ну а пока посмотрим, как трансформировалось отношение россиян к «автогражданке» и о чем говорят сегодня данные страховой статистики.
«ВСЕ-ТАКИ ПОЛЕЗНО!»
Именно так можно охарактеризовать результаты независимых опросов, проведенных в разных городах России по заказу двух компаний – «Росгосстраха» и «Никколо-М». По полученным данным, сегодня около 90% автовладельцев имеют полис ОСАГО (между прочим, это наивысший показатель среди стран Восточной Европы!), при этом около 20% респондентов уже оказались участниками ДТП и использовали полисы.
Согласно названным опросам, большинство россиян уже воспринимают ОСАГО не как «дополнительный налог», а как инструмент решения финансовых проблем после ДТП и защиту своих имущественных интересов (число таких за год увеличилось с 58 до 70%).
Из числа водителей, готовых оценить работу страховщиков по ОСАГО, положительную оценку ей дали 62,7% – таковы данные, полученные в ходе опроса «Росгосстраха» в 17 крупных и средних российских городах (опрошено 14 168 человек). Более всего довольны сотрудничеством со страховщиком ОСАГО в Уфе (71%), Петрозаводске и Перми (по 69%), Екатеринбурге, Рязани, Челябинске (68%), Казани (67%), Омске (66%), Нижнем Новгороде и Москве (65%).
Опрос компании «Никколо-М» (он проводился в столицах семи федеральных округов с участием 1400 респондентов) дал примерно такие же результаты. Лучше всего, согласно полученным данным, к введению ОСАГО относятся автовладельцы Москвы (75% опрошенных оценили систему положительно), Хабаровска (64%), Ростова (59%). А вот больше всего недовольны ОСАГО жители Санкт-Петербурга: только 10% опрошенных оценили систему положительно! Правда, далеко не все на своей шкуре почувствовали, как работает «автогражданка», многие ставили ей оценку, опираясь на сложившееся ранее общественное мнение. Из числа же тех, кто прошел процедуру урегулирования страховых случаев по ОСАГО, довольны остались 54% страхователей. Больше всего нареканий, однако, вызывают затягивание страховых выплат (27%), неполные выплаты (20%), отказ в выплате страхового возмещения (13%) и высокие цены (11%).
Примечательно, что невзирая на эти негативные оценки, по данным статистики, под влиянием ОСАГО растет и число автовладельцев, готовых добровольно застраховать свою автогражданскую ответственность на дополнительную сумму, а также приобрести полис КАСКО.
В общем, в начале лета необходимость ОСАГО в целом признавали 70% автовладельцев. При том, что качество работы страховщиков при ДТП положительно оценила только половина опрошенных.
КТО ВЕРИТ В ОСАГО?
По данным обоих опросов, за последние два года доля владельцев полисов ОСАГО, побывавших в ДТП, возросла с 12 до 18%. И это… положительный результат! Ведь в целом аварийность по стране хоть и увеличилась, но не на пятьдесят же процентов! Просто автомобилисты поверили в эффективность системы, несмотря даже на сложность оформления выплат.
Согласно названным опросам, доля владельцев иномарок, побывавших в ДТП, в среднем в полтора раза выше, чем владельцев отечественных машин. Объясняется это очень просто: если повреждения незначительные, автомобилисты чаще предпочитают договориться о компенсации на месте – ремонт, как правило, недорогой. Между тем покраска даже одной детали «иностранца» ох как кусается! Вот тут и выручает полис… По той же причине чаще оформляют ДТП владельцы новых машин (до трех лет – 27%, старше пяти лет – 18%).
Еще прошлой осенью доля ДТП, в урегулировании которых принимали участие страховщики, составляла чуть больше 69%, а уже этим летом она поднялась до 77,5%. Выходит, как бы ни относились к системе ОСАГО наши сограждане, к ее помощи они прибегают все чаще и чаще…