Конкурс

Конкурс

«ПОДВИЖНОЕ В ПОДВИЖНОМ»

Премию 6000 руб. за решение задачи «Море студеное» получит наш читатель Василий КАТРИЧ из Красногорска Московской области.

Мы начали с девиза капитана Немо неслучайно. Наслаждаясь мощным движением автомобиля, вообразите, сколько деталей работают, взаимодействуют, по-своему живут в это время. Конечно, это вы поворачиваете руль, жмете на педали, переключаете передачи, но процессы, происходящие внутри двигателя, узлов трансмиссии, в амортизаторах, подшипниках и т. д., задуманы, запрограммированы их создателями-инженерами. Помните, в романах Жюля Верна один из обязательных персонажей – это инженер. В самом высоком смысле этого слова.

Последнее смело можем отнести и к авторам большинства полученных нами писем. Обратимся к ним. Некоторые напомнили нам о том, что автомобиль – это не только кузов и мотор. Чтобы ездил быстро и хорошо держал дорогу, ему не обойтись без эластичной связи между колесами и кузовом – иначе говоря, без подвески. И чем хуже дорога, тем более развитая нужна подвеска, – только такая достаточно хорошо может сглаживать толчки, передающиеся от неровностей покрытия на кузов. Возможности подвески, конечно, не безграничны. На наших «трассах» всегда найдутся колдобины, на которых удары, хотя и смягченные резиновыми буферами-ограничителями, просто неизбежны.

Между тем бывают ситуации, когда реальный ход подвески (например, на сжатие) существенно меньше положенного. Так, если автомобиль перегружен – ситуация достаточно обыденная для нашего бытия, – то и запас хода подвески на сжатие уменьшен. Но нередки и такие ситуации, когда нормальной работе подвески мешают посторонние факторы – например, грязь, лед.

Впрочем, кузов эластично связан не только с колесами, а еще и с двигателем и агрегатами трансмиссии. Вот это уже «особая песня»: мягкие опоры понадобились для того, чтобы вибрации работающей силовой установки не передавались на кузов, руль, педали – иначе не только ездить противно, но и на поломки можно нарваться! Но решив эту задачу, конструкторы сталкиваются с другой: тяжеленный двигатель, подвешенный эластично, на неровностях дороги подпрыгивает, перемещается относительно кузова – нельзя допустить, чтобы этот «молот» лупил по кузову.

Один механизатор из Ростовской области описал это так: «Часто создает проблемы защита картера, – сюда набивается грязь с соломкой, мотор ее утрамбовывает, подсушивает – и зазоры почти исчезают. Теперь после любого подскока мотор обрушивается, считай, на кузов! А убрать чернозем, армированный соломой, очень трудно».

У чернозема, который так любят дачники, есть еще одно примечательное свойство – потрясающая липкость. Он «наматывается» на колеса, налипает всюду – в арках, на балке заднего моста и над ним, поверх глушителя и других деталей выпускной системы, на рычагах и штангах подвески. В результате этого при всяком сильном толчке автомобиля можно услышать глухой, но сильный стук – ведь спрессованная грязь плотная, а поверхность соприкосновения большая, это вам не резиновый отбойник.

Спасибо читателям, напомнившим о скором приходе зимы с ее проблемами. Да, зимой происходят похожие вещи – но уже из-за намерзания льда. Поэтому тут своя специфика. Горячие детали, понятно, не обмерзают. А вот, например, арки колес часто представляют собой плачевное зрелище, причем очистить их ото льда немногим проще, чем от присохшего чернозема. То, что это «истинное мученье», звучит во многих ответах.

На этом бы и завершить наш обзор, но в целом ряде писем отмечено, что при грубой буксировке по бездорожью от «Жигулей» зачастую отрывают детали выпускной системы, их крепления – то или это начинает болтаться, бить по кузову… Ребята, мы же неспроста оговорили условие: при осмотре машины неисправностей здесь не было. Иначе можно долго фантазировать.

Письмо нашего призера – из числа наиболее обстоятельных, с рекомендацией очистить от грязи днище над задним мостом и картер редуктора, пространство под крыльями, над карданным валом и т. д. Работа неприятная, но необходимая. Поздравляем Василия Катрича с победой в этом туре.

ЗАДАЧА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА МАСТЕРА

Считается, что в «классике» загадкам уже не место. Но попала ко мне недавно потрепанная «семерка» – владелец почти рыдает: в горячем состоянии довольно часто прямо на ходу глохнет. Остынет минуту-другую – заводится! Перепробовал все…

Мы тоже перепробовали многое. Проверили так и этак зажигание, попробовали даже бесконтактное. Убедились в исправной подаче топлива в карбюратор («Озон»), заменили электромагнитный клапан, свечи. Результат? Да все то же! И только сняв верхнюю крышку карбюратора (да и тут – не с ходу), вдруг поняли причину. Ну что, знатоки? Напряжем фантазию?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 ноября 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные (обязательно дату и место рождения), контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в