Тюнинг Seat Leon Cupra. Испанский соус
А ведь есть в пикадорском меню что-то вроде соуса, который можно добавить к любому блюду, отчего оно приобретет ни с чем не сравнимый вкус. Называется Cupra. Тем, кто интересуется гоночными автомобилями, это название дважды повторять не придется. Оно почти такое же известное, как Evolution у Mitsubishi или STI у Subaru. На счету «горячих испанцев» из Seat есть победы в мировом ралли, подиумы на этапах мирового туринга (WTCC), так что от гражданских версий, носящих обозначение Cupra, можно ожидать многого.
Автомобиль, о котором сегодня пойдет речь, уникален вдвойне. Второго такого в России не найти. А хозяин редкого авто – известный кольцевик, мастер спорта Борис Шульмейстер.
Ритм городского движения несравним с темпом кольцевых гонок и требования к дорожному автомобилю иные. Однако для человека, предпочитающего динамичный стиль вождения, да еще и с опытом пилотирования, «пресный» автомобиль в тягость. Но подобрать машину, ориентированную на асфальт и не раздражающую зубодробительной тряской, провалом в зоне низких оборотов двигателя, да еще и эксклюзивную, оказывается, не такая уж просто. И все же нынешнему владельцу Seat Leon 2,8 V6 Cupra повезло. Он нашел именно такую.
Cupra оснащен двигателем, родственным мотору Volkswagen VR6. Испанцы сняли с него 204 л.с. Не так уж и много, но для атмосферного мотора неплохо. Кроме того, солидный крутящий момент - 270 Н.м при 3200 об/мин. Конечно, тяжелый шестицилиндровый мотор неизбежно станет причиной недостаточной поворачиваемости переднеприводного авто. Но специалисты, работавшие с настройками шасси, постарались на славу. Seat мало похож на немецких родственников Audi A3 и Volkswagen Golf, которые склонны к сносу передней оси. Казалось бы, в подвеске все то же самое: стойки McPherson спереди, «многорычажка» сзади… Ан нет, все дело в приправе! И при этом острота не перебивает мягкий вкус основного блюда: для «горячего» хэтчбека Leon на удивление комфортен.
Салон машины не выглядит спартанским. Здесь добротный пластик, климат-контроль и масса приятных мелочей вроде микролифта у ручек над дверями. А сиденья и вовсе потрясающие: кожаные ковши Recaro со вставками, украшенными логотипами Cupra. Задний диван - и не диван вовсе! Он отформован под двух взрослых пассажиров. А в середине разместится ребенок. Как видим, и здесь инженерам удалось найти удачный компромисс между спортом и практичностью. А ведь наш Leon может похвастать еще и полным приводом! Правда, в обычных режимах вся тяга идет на передние колеса. Но при малейшей пробуксовке подключается задняя ось, куда перебрасывается 50% крутящего момента. Здесь установлена муфта Haldex. Искушенные раллисты, не кривитесь, а ответьте, так ли нужен постоянный полный привод на сухом асфальте, да еще и в городе? К тому же Seat вышел на первые места по расходу топлива – в среднем он тратит 15 л на 100 км пути. Это с почти трехлитровым двигателем!
О двигателе - подробнее. К хорошему привыкаешь быстро, и вскоре после покупки машины Борису стало не хватать мощности серийного мотора. Помогла установка механического нагнетателя - и теперь Cupra 260-сильная. Компрессор действует с холостых оборотов и до самого «верха», так что мотор еще и прибавил тяговитости. И голос изменился, появился характерный свист приводного ремня и шкивов. А когда в эту партию вступает мягкий баритон выпускной системы, душа поет!
Имплантация нагнетателя прошла без эксцессов, спасибо опытным мастерам из Kesselman Motorsport. Компрессор, как еще однин элемент газораспределительного механизма, встал справа от компактной «шестерки». Вот только впускной патрубок теперь огибает радиатор снизу по всему периметру, а воздухозаборник разместился в правом нижнем углу бампера. Для этого пришлось пожертвовать штатными «противотуманками».
Больше никаких доводок не было. Действительно, стоит ли нарушать баланс, достигнутый специалистами SEAT? Или нарушать гармоничный облик компактного хэтчбека кичевыми антикрыльями или самолепными бамперами?.. Cupra лишена этого антуража, но неизменно обращает на себя внимание ярким цветом, фирменными элементами экстерьера и… уникальностью. Даже владельцы тех немногих Seat Leon, что похожи на наш, не знают вкуса этого испанского деликатеса.
[На плашку] Борис Шульмейстер: «Это мой автомобиль. Именно та машина, которая меня устраивает. Cupra понравилась мощным и тяговитым двигателем, отличным балансом между комфортом и управляемостью и полным приводом. Он, кстати, не раз выручал меня зимой – теперь и думать о моноприводе не хочется. Даже при небольшом просвете можно запросто перемещаться по заснеженным дворам. Единственный раз, когда заезды по целине окончились неприятностью, был при движении задним ходом: под обтекатель моторного отсека набился снег, и его попросту оторвало.
Есть нюанс, связанный с подключаемой задней осью. На скользком покрытии, чтобы пройти поворот максимально эффективно, требуется перед входом сорвать газом «передок» в пробуксовку – тогда в повороте Cupra гребет всеми четырьмя. Есть система стабилизации, но я к ней уже приспособился, благо притормаживает именно внутреннее колесо и помогает заправить автомобиль в поворот.
Хэтчбек подходит для службы семье, одновременно доставляя огромное удовольствие от вождения. Еще приятнее стало управлять им после установки компрессора. Двигатель стал эластичней, но самое главное, прибавка наиболее ощутима на высших передачах: теперь на высокой скорости разгон заметно интенсивнее. За удовольствие пришлось заплатить повышенным расходом топлива: около 17-18 литров на сотню.
С обслуживанием проблем немного, сервисные работы проводятся у официального дилера Volkswagen. Свечи и катушки зажигания – те самые расходники, которые в наших условиях приходится менять очень часто.
А еще… автомобиль стареет. Увы, с этим ничего не поделать, но замену ему пока не найти. Слишком тесно здесь сплелись управляемость, комфорт, практичность, динамика. И редкость».
Фото Георгия САДКОВА