За рулем без границ
Тем более что одна из этих стран – Россия, а автомобиль – «Рено Логан», который начали летом выпускать на московском «Автофрамосе». Поэтому мы и решили побывать в Румынии, где на заводе «Дачия» дислоцируется основное производство этой модели. Во Франции, где проектировали автомобиль. И, наконец, в Марокко, где только что открылся еще один завод по примеру московского.
Пробег мы назвали «За рулем без границ», потому что путешествие на автомобиле действительно стирает границы. Идея показалась очень интересной коллегам из Франции. Так с нами вновь в дороге оказались журналисты из «Л’Отомобиль магазин».
Первую часть пути они проделают с нами на редакционном «Логане» (1,4 л, 75 л.с., $8999, участник марафона «60 часов за рулем» – ЗР, 2005, № 10). А в Румынии получат «Дачию-Логан» – помощнее и побогаче, с которой потягается наш «Рено».
Итак, старт и первая страница бортжурнала.
ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ
Старт: Москва, 19 сентября, 8.00
Финиш: Киев, 20.30
Пробег: 876 км
Средняя скорость: 70 км/ч
В 165 км от Москвы начинается ремонт дороги, рытвины. Но подвеска «Логана» великолепно справляется. Через час езды по неровностям начинают досаждать бюджетные решения. Нерегулируемый ремень безопасности впивается в плечо. Ямка в подлокотнике – она же ручка закрывания двери – врезается в запястье.
Главная задача дня – пройти границу с Украиной. Вот он, шлагбаум с куцей очередью грузовиков перед ним. Полчаса, и мы на нейтральной земле: перед нами монумент «Дружба», за спиной российские флаги, направо белорусские, налево украинские. Еще полчаса, и «Логан» катит по черниговской земле. «Скажите, мы правильно едем на Киев?» – «Да, часа через два там будете».
Слухи об упразднении украинской ДАI сильно преувеличены. Уже вскоре нас остановили на посту: как сказал инспектор, «очень беспокоюсь, есть ли талон техосмотра». Затем на трассе несколько раз встречные водители фарами предупреждали о засадах.
Фразу дня произнес Гаэль Бриансо, наш коллега из французского «Л’Отомобиль магазин». Когда нам в лоб вышел грузовик, с заднего сиденья с французским прононсом раздалось: «Оптимист!»
Поменьше бы таких оптимистов!
ЛАСКАВО ПРОСИМО
Старт: Киев, 20 сентября, 10.45
Финиш: Черновцы, 20.30
Пробег : 637 км
Средняя скорость: 65 км/ч
Сегодня пересекаем соседнюю страну – Украину и все ждем встречи с местным «Логаном». Напрасно: ни на Украине, ни в России их не видно. Так что появившейся в зеркалах «Дачии» мы обрадовались: пусть не «Логан», а старенькая «Соленца», но все же машина из румынского Питешти.
БЕГ С БАРЬЕРАМИ
Старт: Черновцы, 21 сентября, 8.45
Финиш: Питешти, 20.00
Пробег: 594 км
Средняя скорость: 53 км/ч
Мы в стране «логанов». Пробег «За рулем без границ» пересек рубеж Украина–Румыния (граница + таможня с двух сторон = всего полчаса). Большую часть румынского автопарка составляют «дачии», а среди них, в свою очередь, много новеньких «логанов». Машины, по нашим наблюдениям, в довольно богатых комплектациях – здесь модель считается престижной.
МУЛЬЦИУМЕСК
С утра в Питешти дождь. Сегодня мы едем на «Дачию». Едем в объезд, потому что один из мостов смыт наводнением, случившимся днями ранее.
Крупные капли дождя молотят в лобовое стекло – напоминают о том, что силы природы могут снова продиктовать человеку свою волю.
Через 20 минут мы у проходной. «Дачия» действительно возрождается. За последние несколько лет компания «Рено» вложила сюда 450 млн. евро, и завод начал приносить прибыль. Но главное – работает как современное автомобильное предприятие, по стандартам качества «Рено» и «Ниссан». Ни одна претензия не остается без внимания.
Например, на заводе прекрасно знают о неисправности, случившейся с мотором «Логана» во время марафона «60 часов за рулем». Спасибо, «Дачия», за гостеприимство – «мульциумеск», как говорят здесь.
НОЧНОЙ МАРШ-БРОСОК
Старт: Питешти, 23 сентября, 9.00
Финиш: Париж, 24 сентября, 16.00
Пробег: 2293 км
Средняя скорость: 74 км/ч
Наконец-то у нашего «Логана» появился «напарник». Из румынского Питешти пробег «За рулем без границ» отправился уже на двух автомобилях. Французским коллегам компания «Рено» предоставила красную, с искрой, «Дачию»: мотор 1,6 л, гидроусилитель, кондиционер, пара подушек безопасности – в общем, максимальная комплектация.
Долго пересекали Румынию, на границу приехали к вечеру. Примерно через час мы в Венгрии.
Проезжаем страну всего за четыре часа – и перед нами очередная граница. Здесь – полный кавардак: скопище машин пытается одновременно втиснуться в игольное ушко со шлагбаумом. Полтора часа спустя, с трудом, едва не помяв борта, добираемся до заветной будочки, протягиваем в окошко паспорта и... оказываемся в Австрии. Здесь нас уже поджидают французские коллеги – для граждан объединенной Европы на границе собственный свободный коридор.
Глубокая ночь, позади 900 км, а до Парижа, где нужно быть завтра, еще 1400! Чтобы успеть, решаемся на ночной марш-бросок, благо качество австрийских, немецких, французских дорог это позволяет.
Расчет оправдался: к 16 часам вступаем в Париж. Позади быстрая, но спокойная езда по автобанам, две «прозрачные» границы и... краткий сон в машине а-ля Штирлиц.
В самое глухое время, где-то в полчетвертого, захотели взбодриться кофе на заправке. Найдя местечко в ряду припаркованных машин, обнаружили кругом сонное царство. В надменном «Ленд-Ровере Дискавери 3» похрапывала семья немцев, в забавном «Смарте Фо-Фо» смотрел сны голландец, в перегруженном «Мерседесе» А-класса ворочалась французская пара. А мы-то думали, в машинах ночуют только в России!
В стихийном мотеле подремали и мы, вспоминая одно из мгновений весны: «Через 20 минут Штирлиц проснется и поедет в Берлин». Кстати, отдыхал он где-то неподалеку. Мы проснулись через час и взяли курс на Париж. Опыт полковника Исаева очень пригодился. Париж, Порт Де Ванв, субботний вечер. На светофоре молодая французская чета переходит перед нами дорогу.
Глава семейства бросает взгляд на машину и, едва не спотыкаясь, подбегает к нам.
– Я купил точно такой же «Логан», но это была «Дачия». Неужели их выпускают и под маркой «Рено»?!
...Да, выпускают – в России, откуда приехала эта машина. А в Марокко, куда она отправляется завтра, – тоже «Дачия». Но об этом в следующем номере.
ПОСТ ИМЕНИ «ЗА РУЛЕМ»– О происшествии с вашим мотором я узнал на следующий же день, 16 августа – у дверей механосборочного цеха нас ждал его глава Агиус Ришар, – и хотя такой случай первый за все время производства, мы приняли меры, чтобы исключить малейшую вероятность подобного дефекта. Сейчас вы в этом убедитесь. Напомним – в ходе марафона «60 часов за рулем» вечером 15 августа «Логан» совершил вынужденную остановку из-за неисправности в моторе. Отвернулись две контргайки на регулировочных стержнях клапанов (ЗР, 2005, № 10). И вот спустя месяц с небольшим мы на заводе «Дачия» в Питешти наблюдаем, как теперь регулируют клапаны на участке сборки двигателей.– Сейчас рабочий выставляет зазоры впускных клапанов, – поясняет г-н Ришар.Четыре раза мелькают щуп и спецключ. Раньше мотор сразу двигался к следующему посту. Но после нашего сигнала завод ввел дополнительную контрольную операцию. Конвейер не тронется, пока рабочий не пройдется по четырем контргайкам динамометрическим ключом, соединенным проводами с пультом. Вот на нем зажглась зеленая лампа – и мотор поехал дальше, к точно такому же посту, где отрегулируют выпускные клапаны. «А теперь, – улыбается г-н Ришар, – мы смоделируем брак, и если он проскочит контроль, я завтра же уволюсь!» По его команде рабочий проверяет только два клапана из четырех на следующем двигателе. Мотор остается неподвижным укором «нерадивому» сборщику.Производственники согласились, что новый контрольный стенд впору называть «пост имени «За рулем». Нам, в свою очередь, было приятно убедиться, как четко и быстро отреагировали производители на нашу критику. Такую бы реакцию – российским заводам!И хорошо, что дело не дошло до увольнений стрелочников. Запускайте конвейер, г-н Ришар! |