«восточный детройт»

«ВОСТОЧНЫЙ ДЕТРОЙТ»

Там, кстати, и только там выпускают эти модные спортивные автомобили, а кроме того – еще по миллиону в год двигателей для разных «ауди». И под капотом самого дорогого серийного вседорожника «Порше-Кайенна Турбо S» тоже значится, что сделан он в Германии. Это правда, но лишь наполовину, ведь на заводе в Лейпциге его собрали из крупных узлов: готовый кузов в сборе, двигатель, шасси… Которые в большинстве своем были сделаны на заводе «Фольксваген» в словацком городе Колине. Где, между прочим, выпускают еще и вседорожники «Туарег», и малолитражки «Поло». А покупатели во всей Европе (да и мире тоже) не привередничают при покупке, интересуясь: «А где был собран автомобиль? Где-где? Покажите на карте! Нет, что вы, не возьму…» Берут, не жалуются!

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА ВОСТОК

Говорят, все началось с чистой случайности. Когда в конце 80-х пал «железный занавес» между Западной Европой и странами бывшего соцлагеря, первыми в Восточную Европу поехали не бизнесмены и политики, а молодые люди – посмотреть, как там живут, чем дышат. В старинном венгерском городе Эстергоме в это время образовалась студенческая музыкальная тусовка – молодые люди жили в палаточном лагере, пели песни на разных языках… Среди них был неприметный юноша из Японии, который задержался в городке на несколько недель. И так он его покорил, что по возвращении на родину он уговорил своего дядюшку, главу японской корпорации «Сузуки», построить в Венгрии автозавод! Это случилось в 1989 году…

Так это было или иначе, но вслед за первым сборочным предприятием автозаводы в странах Восточной Европе начали расти как грибы. Спустя 15 лет почти все крупные производители обзавелись здесь хотя бы одним заводом. Более того: теперь некоторые даже возвели Восточную Европу в ранг «нового Детройта». Ведь сегодня она – один из самых быстрорастущих центров производства автомобилей в мире (по темпам роста он уступает только Китаю). За последние 10 лет инвесторы в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и Румынии вложили в автосборку и производство комплектующих около 24 млрд. долл.!

Но если на первых порах, в самом начале 90-х, западные (и восточные) производители открывали в Польше и Венгрии небольшие сборочные заводы, чтобы завоевать местные растущие рынки, то теперь цель поменялась. Нет, местные рынки по-прежнему растут, объемы продаж автомобилей увеличиваются из года в год, но основная цель создания «восточного Детройта» давно иная. Это – рынок Западной Европы, где ежегодно покупают 14,5 млн. новых автомобилей (против 1 млн. в Центральной и Восточной Европе). И, поднатужившись, уже в следующем году «восточные» автосборочные предприятия выпустят 2,3 млн. машин, а к 2010 году объем выпуска должен вырасти до 3,8 млн. штук.

«Сердце» новоявленного «Детройта», без сомнения, бьется где-то между Чехией и Словакией (уже в 2007 году здесь соберут почти 2 млн. автомобилей!). Эти две республики как бы устроили соревнование – кто сумеет привлечь к себе больше автоинвестиций? Поначалу лидировала Чехия, которая и в бывшей ЧССР не без основания считалась индустриальной. Однако «аграрная» Словакия вскоре тоже сумела предложить инвесторам привлекательные условия, взялась за строительство современных дорог. Результат – в 2007 году эта маленькая страна выйдет на первое место в мире по выпуску автомобилей на душу населения (по одной машине на каждые шесть жителей!). Недавно словаки «обставили» западно-европейские заводы «Фольксваген», добившись права выпускать у себя новый вседорожник «Aуди-Q7». В будущем году французский концерн PSA намерен запустить в словацком городке Тырнава завод стоимостью 1,3 млрд. долл. Занятые на нем 3000 человек будут собирать 300 000 малолитражек в год. КИА инвестировал 1,3 млрд. долл. в такое же по размерам предприятие в словацком городе Жилина. Этот завод заработает в 2006 году, рассчитан на выпуск автомобилей класса С и вседорожников, а работу на нем найдут еще 3000 человек; в свою очередь, 5000 мест предоставят поставщики комплектующих. Но и это не все: как недавно сообщили СМИ, корпорация «Хёндэ» рассматривает возможность строительства второго своего завода в Европе – европейский рынок. По некоторым сведениям, корейцы проявляют особый интерес к Чехии…

ГЕРР ПАНУ НЕ ТОВАРИЩ

Понятно, что всех серьезных мировых игроков на автомобильных рынках привлекают в Восточную Европу не только разумное инвестиционное законодательство и политическая устойчивость этих стран. Главное – наличие высококвалифицированной, но при этом не слишком дорогой и пока сговорчивой рабочей силы. По мнению руководства корпораций, слишком уж много прав и свобод завоевали в социальной борьбе их товарищи на Западе! Рабочий отрасли в этой части континента зарабатывает за час в среднем 29 долл. (один из самых высоких в мире показателей). На заводах «Фольксваген» он еще выше – почти 50 долл. в час (при 28-часовой рабочей неделе!). Любое изменение рабочего графика (типа сверхурочной работы, но за дополнительную плату) администрация обязана согласовывать с профсоюзами, и они крайне неохотно дают на то свое разрешение. А в Словакии рабочий той же квалификации получает… 6 долл. в час, работает 40 часов в неделю и с удовольствием выйдет на конвейер и в субботу, причем профсоюз возражать особенно не будет! В целом же в Восточной Европе стоимость рабочей силы в автопроме колеблется от 3 до 6 долл. в час. Нужны еще доводы?

Словом, для всех концернов перемещение производства в страны Восточной Европы – единственный шанс за счет резкого снижения издержек сохранить за собой рынок Европы Западной, особенно в преддверии «китайского нашествия». Иначе, по мнению многих аналитиков, европейские концерны могут постепенно превратиться в производителей эксклюзивных автомобилей для немногих избранных, а также концепт-каров – для заводов из Поднебесной.

P.S. Понятно, что низкие издержки Восточной Европы – это не навсегда. Зарплата там растет довольно быстро, и разрыв между Европой Восточной и Западной лет через 10 будет небольшим (к примеру, расходы на оплату труда в Чехии увеличиваются на 10% ежегодно). Поэтому крупные компании уже присматриваются к Украине, Белоруссии и России. Здесь человекочас пока стоит 1–2 долл. Самые предусмотрительные уже строят там свои заводы и при этом закладывают явно избыточные запасы мощности. Спрашивается, зачем в России завод по выпуску 75 тысяч автомобилей бизнес-класса «Тойота-Кэмри» в год? А затем, что как раз под Питером находится пресловутое окно в Европу…

Подпишитесь на «За рулем» в