Экономика. ...По осени считают
Под капотом он нес табличку: «Изготовлено в России по лицензии АО «АВТОВАЗ».
Прошло три года, выпущено больше 100 тыс. автомобилей двух моделей, у СП появился новый директор... Какие еще новости? Пока головной офис «Джи-Эм» отзывает в США пикапы и вседорожники, а на юридическом фронте сражается с миллионером Керкоряном, претендующим на большой пакет акций концерна, его российская «дочка» решает свои проблемы.
Еще зимой гендиректор предприятия Ричард Свандо заявил о том, что затраты на проект полностью окупились и компания начала получать чистую прибыль. В то же время в середине года было принято решение снизить план выпуска с 75 до 55 тыс. автомобилей – в связи с «возросшей конкуренцией на рынке». Конкуренция, конечно, возросла, кто будет спорить, но на ее фоне возросла и цена «Шевроле-Нивы» из Тольятти. Если в 2004 году самая популярная модель этого вседорожника комплектации L стоила 285 тыс. руб., а 1 января этого года – 310 тыс., то с 15 сентября – уже 313 тысяч. И это при том, что фактически всю весну и лето в рамках акции «Весенняя капель» цена на вседорожник была снижена на 10 тыс. рублей и за «базу» просили 300 тысяч без одного рубля!
Кроме претензий по ценам, у покупателей накопились вопросы по качеству комплектующих для «Нивы». Нельзя сказать, что на СП не знают об этом. В самое ближайшее время «Нива» получит измененный салон и новые цвета кузова. Изменятся также характеристики блока управления двигателем. На СП считают, что новый блок поможет сэкономить на горючем, а это с учетом нынешних цен на бензин весьма актуально. Что касается качества отдельных узлов вседорожника, то г-н Свандо четко дал понять: массовой замены проблемных (читай: вазовских) узлов и деталей на аналогичные импортные не будет – такова политика СП. Желание довести до ума то, что есть, похвально, вот только бы не растерять клиентов по дороге…
Отметим еще, что руководство предприятия намерено вывести гарантийное обслуживание своих машин на совершенно новый уровень. И вообще, пора прекратить споры о том, что же это за продукт «Шевроле Нива» – российская машина или «иномарка», считает Ричард Свандо. Он уверен: этот проект уникальный, не имеющий аналогов в мире, и тактично вспоминает про изначально хорошую российскую идею, воплощаемую ныне (насколько это возможно) по американским стандартам качества. Для тех же, кто ждал (или еще ждет) давным-давно обещанную «Ниву» с двигателем «Опель», гендиректор по-прежнему ничего обнадеживающего не говорит. Мол, автомобиль такой готов, но решение о начале его производства принимает не он, а совет директоров СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ». И все, никаких комментариев. Можно только гадать, почему в который раз отложен проект FAM-1, но на поверхности лишь один ответ: в такой комплектации автомобиль оказался неподъемно дорогим не только для российского рынка, но и для заграницы. Пока же – вот и хорошая новость! – рынки стран СНГ охотно берут «Ниву» и с вазовским двигателем. В прошлом году там продали свыше 4 тысяч вседорожников из Тольятти, планы на этот – в два раза больше. Вообще к середине года у «Джи-Эм–АВТОВАЗ» насчитывалось 105 дилеров в 66 городах России и 10 дилеров в семи странах СНГ (Казахстане, Украине, Белоруссии, Азербайджане, Армении, Узбекистане и Киргизии; на очереди – Таджикистан и Молдавия).
Другая модель, «Шевроле Вива» (кто не помнит – «Опель Астра» прошлого поколения) удачно стартовала год назад и… тут же забуксовала. Нет, с качеством все нормально, благо собирают автомобиль в основном из импортных комплектующих, но появился он у дилеров с опозданием на полгода, а цена за это время подросла на 10–12% от объявленной! Словом, и тут планы по выпуску пришлось пересматривать в сторону сокращения – с 7,5 тысячи до трех. Правда, по заказу дилеров подготовили спортивную версию «Вивы», сейчас идут маркетинговые исследования и решается вопрос о серийном производстве.
Улучшить ситуацию с продажами «Вивы» можно, скорее всего, опираясь на постановление правительства о режиме промышленной сборки и таможенных пошлинах на комплектующие. На СП сейчас как раз и рассматривают такую возможность, чтобы снизить цену на «Виву». Какой путь выберут на СП, чтобы не только удержаться, но и упрочить свои позиции на рынке российском, покажет время.