Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Проявила к этому интерес и именитая шинная компания «Мишлен», предоставив свои Michelin Ivalo 2 размерности 195/65R15. К слову, французы создавая новые зимние шины, много и серьезно работают с производителями шипов.

Итак, мы в Финляндии на заполярном полигоне Test-World, что на тысячу километров севернее Хельсинки. Для испытаний «Турванаста» подготовила и обкатала семь комплектов одинаковых шин: с одно-, двух- и трехфланцевыми шипами разных производителей – французских Ugigrip, немецких Sitek и, конечно, со своими. Наша задача – определить зависимость сцепных свойств от величины выступа шипов над протектором и со своих позиций оценить сильные и слабые стороны разных шипов.

В шинах Michelin Ivalo 2 еще при изготовлении отлиты гнезда (сечением они напоминают перевернутую букву Т) под размеры шипов, потому на деле нам придется выяснять, какие из них лучше поведут себя в данной покрышке.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,44 мм.

Хорошее троганье, но разгон затруднен – резко срываются в буксование и долго восстанавливаются, при этом ощутимо падает эффективность. При торможении рано начинает срабатывать ABS, не хватает информативности. В поворотах шина хорошо реагирует на доворот руля, а в скольжениях не так явно выражена недостаточная поворачиваемость. Кажется, будто у задней оси появился эффект подруливания.

Выпали четыре шипа на левом переднем колесе на внутренней стороне.

Упражнения выполняем по нашей «зарулевской» методике, но с некоторыми дополнениями. Разгон в двух вариантах: с использованием противобуксовочной системы и наиболее эффективный, торможение – с АBS и с блокировкой колес, наконец, ледяной круг – на грани скольжений и с буксованием. Кроме того, оцениваем управление разгоном, торможением и традиционную управляемость. Заезды только на льду, автомобили – Alfa Romeo 156 Sport Wagon 2,0 JTS.

Погодные условия – самые тяжелые для зимних покрышек. Март на дворе – должно быть еще холодно и снежно. Но температура воздуха около нуля, яркое солнышко чуть подтапливает лед, и в зоне контакта колес с дорогой образуется водяная пленка, работающая как смазка.

Забегая вперед, скажем, что различие сцепных свойств одних и тех же шин, но с разными шипами доходило до 10% – порой покрышки разных производителей ближе друг к другу.

А теперь о том, что нам удалось выяснить, испытав шины с разными шипами.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,32 мм.

Троганье на покрышках с такими шипами затруднено – они не любят пробуксовки при разгоне и любых скольжений – и в повороте, и в торможении.

Разгон эффективен только внатяг, на грани срыва – когда колеса совсем не пробуксовывают при торможении, как и у Sitek, рано начинает стрекотать ABS. Реакция на поворот руля хороша лишь в начальной фазе, затем машина срывается в скольжение – причем скользит долго, восстановление сцепления очень затянуто.

К тому же «обратный» переход – от скольжений к качению не очевиден и плохо понятен водителю.

Потерянных шипов нет.

ОДНОФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫ

Конструкция однофланцевых шипов незатейливая (в народе – «гвоздики»). Каждые лишние 0,1 миллиметра выступания их из шины улучшают сцепные свойства на 2–4%. Но, конечно, есть разумные пределы.

Увеличение выступа идет на пользу разгону, но с торможением не все так однозначно. Прирост с 1,44 мм до 1,60 даже при использовании ABS практически не дает эффекта (улучшение сцепных свойств менее 1%). Зато резко, на 10% увеличивает тормозной путь юзом. Не удивительно – высоко торчащие шипы сильно наклоняются. По той же причине ухудшаются боковые сцепные свойства шины на грани скольжений и управление автомобилем в повороте. Предел, еще обеспечивающий высокие сцепные свойства, – не более 1,44 мм. Зато выступание на 1,32–1,35 мм позволяет сохранить все шипы, а при 1,44 мм потерялись четыре из 440. Выступание на 1,60 мм и вовсе привело к потере 50 шипов. Вывод очевиден: оптимум 1,30–1,35 мм.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,60 мм.

Самый эффективный разгон на всех режимах и даже с буксованием. Торможение аналогично предыдущим шинам. В начальной фазе скоростного поворота – небольшой занос. В крутых поворотах автомобиль лучше управляется газом, чем рулем: если добавлять газ, начинает вкручиваться в поворот. На сбросе и «нейтральном» газе ярко выражена недостаточная поворачиваемость. Зато на круге автомобиль с такими шинами пытается сорваться в занос. Предпочитает буксование.

Больше всего потерянных шипов: 33 на левом переднем колесе (22 внутри и 11 снаружи) и 16 – на правом переднем (10 внутри и 6 снаружи). Один шип – на заднем правом колесе (внутренняя дорожка).

РЕЗЮМЕ

Величину выступа не следует повышать более 1,30–1,35 мм, иначе снижаются некоторые сцепные свойства и возникает риск растерять шипы.

+ Простота изготовления и, как следствие, низкая цена; хорошая стабильность выступа в процессе эксплуатации.

- Недостаточная эффективность при выступе менее 1,3 мм, относительно небольшая долговечность.

ДВУХФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫ

При одинаковом выступе двухфланцевые на 1–4% эффективнее «гвоздиков». Наглядный пример – двухфланцевые Sitek (с выступом 1,35 мм) с явным преимуществом обыграли одноименный однофланцевый аналог с выступом 1,45 мм.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,35 мм.

Неплохие троганье и разгон. При торможении хорошо чувствуется срабатывание ABS. В повороте мягкий переход в скольжения. Начинает срываться очень рано, но потеря контроля над автомобилем наступает позже, чем на шинах с другими шипами. Из-за этого оказалось самое плохое время на круге на грани скольжения. На шинах с такими шипами при езде по извилистой трассе и в поворотах возможно хорошо контролируемое движение в скольжениях.

Потерянных шипов нет. В передних шинах значительно изменилось выступание шипов (увеличение почти 0,3 мм).

У двухфланцевых нет выраженной зависимости сцепных свойств от величины выступа. Во всяком случае, в тех пределах, что были в наших тестах. Для них прирост в 0,1 мм дает 1–2% эффективности. Здесь более значимы конструктивные особенности шипов (конфигурация и материалы). Предельное выступание – 1,5–1,6 мм, но вряд ли оно целесообразно, поскольку почти не влияет на сцепные свойства. Разумный предел – 1,30–1,40 мм.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,35 мм.

В момент троганья поскальзывается, но дальнейший разгон довольно уверенный. Торможение как у комплекта № 1 – даже без ABS легко тормозить на грани блокировки колес. Очень хорошая реакция на поворот руля в начальный момент. На доворот реагирует хуже. Дальше в повороте – более резкие срыв автомобиля и восстановление сцепных свойств, чем на шинах с другими шипами. Движение в повороте более нервное.

Потеряно 3 шипа (1 шип на правом переднем колесе снаружи, 2 на переднем левом колесе – 1 снаружи и 1 внутри).

Теперь о влиянии «роста» на ходимость. Потери шипов зависят не столько от величины выступа, сколько от их конструкции. При выступе 1,35 мм все шипы Sitek остались на месте, Ugigrip потерял четыре штуки, а вот Turvanasta при выступе 1,53 мм вообще не потеряла ни одного. При том, что комплект шин с ними набегал в три раза больше, чем остальные, – ему была доверена роль базового для отслеживания изменений покрытия в каждом упражнении.

Стабильность выступа двухфланцевых шипов хуже, чем у однофланцевых, – они слегка «растут» в начальный период эксплуатации. Оптимальны по соотношению цена/качество.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,53 мм.

Наиболее быстрый разгон на грани буксования. При торможении очень хорошо чувствуется срабатывание ABS. Эффективное торможение. В повороте очень длинные скольжения, на доворот руля автомобиль практически не реагирует. Заноса автомобиля нет, только снос. Нет четкой границы перехода в скольжение и восстановление сцепных свойств. Движение в крутых поворотах неуверенное, но в пологом повороте – самая высокая скорость. Возможно управление газом только при небольших скольжениях и небольшой пробуксовке колес.

Потерянных шипов нет.

РЕЗЮМЕ

Эффективнее, чем однофланцевые. Сцепные свойства и надежность посадки больше зависят от формы и материалов, чем от величины выступа. Предпочтительное выступание – 1,3–1,4 мм.

+ Более высокая эффективность, хорошая стабильность сцепных свойств, более надежное удержание в шине.

- «Рост» выступа в процессе эксплуатации.

ТРЕХФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫ

Конструктивно трехфланцевые шипы самые сложные и дорогие, предназначены для низкопрофильных шин мощных автомобилей.

Отличные сцепные свойства при торможении и разгоне (с ABS и ASR) позволяют удерживать шины в начальной фазе скольжений. Шипы отличает высокая стабильность – за время испытаний их высота практически не изменилась. Понятно, что свойства трехфланцевых в еще большей степени зависят от особенностей конструкции и материалов. К тому же они прочно держатся в шине и обеспечивают наиболее высокую стабильность сцепных свойств.

Тест шипов противоскольжения. Гвоздики

Средняя величина выступа 1,41 мм.

Для хорошего разгона желательна небольшая пробуксовка. Поймать ее очень сложно. Торможение подобно комплекту № 3. Лучшие результаты на шинах с этими шипами получены при наличии электронных систем ограничения проскальзывания. При прохождении поворотов срывы и продолжительное восстановление – резко теряется скорость. Езда по льду требует снижения скорости, чтобы удержаться на траектории.

Эти шипы лучше всех держатся в шине. После испытаний потерь шипов нет и выступание их не изменилось.

РЕЗЮМЕ

Наиболее сложные в производстве и, как следствие, самые дорогие.

+ Хорошо держатся в шине, стабильны и эффективны, особенно на грани скольжений.

- Высокая сложность производства, дорогостоящие, длительная обкатка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что конструктивные особенности шипов и их выступание над протектором существенно влияют на сцепные свойства зимних шин.

Хорошая шипованная шина – тщательно сбалансированный комплекс, который легко разрушить неподходящими шипами. Например, дешевые однофланцевые, вместо предусмотренных двухфланцевых, значительно ухудшат сцепные свойства шины. Спросите, кому это нужно? Объясняем.

Разница в цене одно- и двухфланцевых шипов составляет 10–15%, и для тех, кто производит ошиповку, эти проценты зачастую служат дополнительным источником доходов. А различие в цене среднестатистических шин с теми или иными шипами составляет всего 0,5–1%. Так что для покупателя шины с разными шипами стоят практически одинаково. Именно поэтому большинство производителей зимних шин сейчас берут ошиповку в свои руки или хотя бы контролируют процесс. Но как быть покупателям зимних шин? Уточнять марку шипов и мерить величину их выступа?

Все гораздо проще – покупайте покрышки не на базаре, где они могут быть чуть дешевле (теперь, наверно, понятно почему), а у официальных дилеров. У них качество будет гарантировано.

Подпишитесь на «За рулем» в