Центральный замок. Золотой ключик.
Когда был придуман «центральный замок», многие порадовались. Впрочем, рассеянных людей и он не спасает – скорее наоборот. Повернув ключ в замке водительской двери, имейте в виду, что одновременно откроются замки трех других, а на некоторых автомобилях еще и замки крышки багажника, лючка горловины топливного бака, «бардачка» и т.п. Забыв об этом, оставите машину беззащитной. И все же центральный замок – штука удобная: щелкнул замком водительской двери – закрылись и все остальные. На фото 1 – ключ испытываемого редакцией автомобиля «КИА Спектра» – единый для дверей, крышки багажника и замка зажигания.
С точки зрения специалиста, работу электрического управления замками можно кратко описать так. При повороте ключа срабатывают управляющие контакты, подающие команду на реле; оно, в свою очередь, подает питание на актюаторы – устройства, непосредственно запирающие или открывающие замки дверей. Наиболее распространены актюаторы со штоком, приводимым через зубчатую передачу.
На серийных российских автомобилях прижились электрические актюаторы, расположенные в соответствии с рис. 1 (двери 1, 2, 3, 6). Точка 4 на наших автомобилях обычно не защищена – доступ к горловине или крышке бензобака свободен. Точка 5 – замок багажника. Впервые его защитили на VAZ 2110.
На многих иномарках можно обнаружить весь комплекс услуг, включая дополнительные, вроде управления замком багажника прямо из салона (показано пунктиром). Управляющий всем этим хозяйством актюатор, конечно, должен находиться в водительской двери. Вот он, на фото 3. От него пять проводов, обратим внимание на синий и зеленый. Питание к электромоторам идет по этим двум. (В штатной проводке VAZ 2110 это желтый и красный провода.) Остальные три – управляющие: по ним подается сигнал от контактов замка двери на реле актюаторов. Остальные актюаторы двухпроводные, их задача только отпирать-запирать. Реле имеет восемь выводов: два обеспечивают собственное питание («+» и «-»), еще два – питание электродвигателей актюаторов (по синему и зеленому проводам), следующая пара – это управление, как уже сказано, самим реле от актюатора водительской двери. Одна пара выводов реле не задействована.
Любопытно, что на актюаторе для водительской двери некоторые автопроизводители экономят, как, например, ВАЗ на «десятке». Логика простая: дверь все равно открывают ключом – проще поставить дешевый переключатель, как на фото 5.
Правда, при установке охранной сигнализации от этого переключателя никакого толку. Между тем пятипроводный актюатор полезен не только в двери водителя, но и пассажира справа. Их можно соединить так, что система будет работать от обоих замков.
Наши актюаторы вполне пригодны для ремонта многих иномарок. Однако иностранное реле актюаторов совершенно не обязано работать по алгоритму нашего – наоборот, чаще всего с этим проблема! Придется повозиться, изучая назначение проводов. Встречаются управляющие замки и трехпроводные, и четырех-, и пятипроводные, вроде наших. Но у любого есть два исполнительных провода. Остальные определяют алгоритм работы системы. Возможные варианты – на рис. 2.