Nissan Skyline. Японский Ferrari
Все равно что смотреть на летающую тарелку: не оценишь и десятой доли удивительных свойств аппарата. А ведь для многих Skyline стал культовой машиной, и термин «японский Ferrari», как оказалось, вполне себя оправдывает. Один из поклонников марки, Виктор Сидоров, с ходу огорошил нас фразой:
– Меня часто спрашивают: вот ты, фанат «ская», неужели отказался бы, если бы тебе подарили, скажем, новенькую Audi? Я всегда отвечаю: не отказался бы. Но тут же продал бы и купил себе три Skyline.
Легенда о «скае»
Марка Skyline возникла в 1957 году и не имела ничего общего с Nissan. Тогда Skyline производила фирма Prince Motors, в свое время выпускавшая самолеты и прочую военную технику. Десять лет спустя Nissan купил Prince Motors вместе с брендом Skyline. Кульминацией карьеры «ская» стал 1989 год, когда появилась модель Skyline R32 GTR. Она «рисовалась» специально для гонок, и ее спортивный триумф потряс автомобильное сообщество. Первые 29 выступлений в японском кольцевом чемпионате JTC принесли 29 побед и четыре титула и фактически привели к гибели чемпионата: конкурировать со Skyline не смог никто. Нашествию «скаев» подверглась и Европа: в 1991 году Skyline победил в гонке «24 часа Спа-Франкоршама», причем в абсолютном зачете, хотя заявлялся в младший класс.
Помимо этого «скай» невероятно популярен у любителей рекордов. Ему принадлежит мировой рекорд в прохождении 402 метров среди легковых полноприводных автомобилей: 7,67 с, скорость на финише – 280 км/ч. А как вам версия автомобиля с двигателем мощностью порядка 1300 л.с., разгоняющегося до 384 км/ч, разменивающего первые 100 км/ч за 2,8 с?
Освободи турбомонстра
– Skyline создавался для побед на гоночных трассах и тем не менее вполне приспособлен для езды по обычным дорогам: результатами кропотливого труда лучших автогоночных инженеров Японии может воспользоваться любой, – рассказывает Виктор. – В топовом исполнении Skyline оснащается двигателем объемом 2,6 л с двумя турбокомпрессорами и интеркулером. Мощность составляет 280 л.с. В соответствии с японским законодательством это верхний порог мощности серийных авто. Но возможности двигателя позволяют нарастить ее до 500–600 л.с. без модификации механической части! Если же поменять поршневую и турбокомпрессоры, можно легко выжать порядка 1000 л.с. В одной только Японии более 20 компаний предлагают самые разнообразные тюнинг-комплекты для форсировки мотора. Причем обходится это гораздо дешевле, чем тюнинг европейских автомобилей, ведь многие детали можно покупать на аукционе. Например, недавно я приобрел турбокомпрессор, который обошелся мне в $200, а не в $1000–1500, как в случае с европейскими аналогами.
Hi-tech по-японски
Но Skyline – это не только двигатель. Столь блестящий послужной список в автоспорте «скай» заработал благодаря продуманному и высокотехнологичному шасси. Версии GTR оснащаются полноприводной трансмиссией, управляет которой отдельная система ATTESA E-TS. В обычных режимах работают только задние колеса, позволяя водителю контролировать машину, играя педалью газа. Как только лимит сцепления задних шин исчерпан, мгновенно подключаются передние колеса, на которые может передаваться до 50 процентов крутящего момента двигателя. В результате на входе в поворот автомобиль остр, как заднеприводный спорткар, а на выходе устойчив, как полноприводное купе. А при диком старте с места система сразу включает полный привод.
Другая умная система HICAS подруливает задние колеса, стабилизируя поведение автомобиля в повороте. При этом вся электроника «ская» настроена таким образом, чтобы ни в коей мере не ограничивать водителей-активистов: системы фактически не вмешиваются в управление автомобилем, они просто делают его поведение более контролируемым. Те, кто пересаживается на Skyline, вдруг с удивлением обнаруживают, что те же самые повороты можно проходить значительно быстрее, чем на… Mitsubishi Lancer Evo или Subaru Impreza STI. А есть еще версия Skyline GTR V-Spec c более жесткой подвеской и другим алгоритмом работы полноприводной трансмиссии.
– У меня никогда не было желания заниматься доводкой ходовой части Skyline, – комментирует Виктор. – Сколь бы экстремально я ни ездил, она меня не разочаровывала. Единственное – при значительном увеличении мощности двигателя необходимо установить более мощные тормоза. Вот и мой «скай» вскоре ждет модернизация, после которой автомобиль будет не узнать. Что хорошо, большой прибавки мощности можно достичь перенастраиванием программы управляющего компьютера. Сейчас я жду специального оборудования из Японии, которое позволяет программировать электронику в режиме реального времени.
Найти Skyline – задача непростая, спрос очень высок. Модификация GTS выпуска конца 90-х обойдется в $7000–18 000 в зависимости от состояния и комплектации. Цены на версию GTR гораздо выше: автомобиль середины 90-х обойдется в $30 000–40 000. Но лучше всего приобрести Skyline 1991–1992 года, подготовленный для гонок в JTC, но законсервированный. Фактически это будет идеальный суперкар с нулевым пробегом.