ОБОЗРЕНИЕ: рестайлинг, фейслифтинг, модернизация. ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Жизнь автомобиля сродни человеческой: кто-то прожигает ее на полную катушку, но отходит от дел лишь в преклонном возрасте, будучи окружен внуками и правнуками. Другие «сдуваются», не оставив заметного следа, когда волосы еще не тронула седина. Население Земли постепенно стареет. А сколько отмерено среднестатистическому автомобилю? Какими средствами конструкторы и дизайнеры достигают успеха и долголетия тех или иных моделей? Проследим линию жизни некоторых современных автомобилей…
КРИЗИС… ВО БЛАГО?
Статистика свидетельствует: несмотря на кратковременные взлеты, тенденция к снижению продаж легковых машин налицо. Причины в быстром росте цен на нефть и все углубляющемся общемировом экономическом спаде. Это заставляет производителей искать новые пути привлечения покупателей. Один из них – более частая смена моделей. Если несколько десятилетий назад автомобиль нередко тиражировали без особых изменений по 10–15 лет, то сегодня позволить себе такое не могут даже самые консервативные марки. Признанные классики – «Роллс-Ройс» и «Бентли», «Ягуар» и «Астон-Мартин» вынуждены оглядываться на молодые и шустрые японские и корейские фирмы, хотя и выступают в совершенно другой ценовой нише. А это ох как не просто, особенно учитывая колоссальные затраты на обновление дорогих в производстве моделей.
Фактор новизны уже довольно давно поставили на службу американцы и японцы. Творческий конвейер не останавливается с запуском заводского: серийную машину только-только представили на автосалоне, а инженеры и дизайнеры уже ломают голову над ее модернизацией! В ХХI веке массовой модели отмерено в среднем пять-шесть лет, причем уже через два-три года проводят рестайлинг или фейслифтинг. Первый термин (от английского – restyle) означает, разумеется, изменения стиля, второй (facelift) заимствован… из медицины. Так называют хирургическую коррекцию возрастных изменений мягких тканей лица.
Хотя применительно к автомобилю эти понятия схожи, рестайлинг подразумевает все же более радикальное изменение внешности в соответствии с модой. В случае удачи результат очень заметен. Пример – недавнее обновление СААБ 9-5. Поставьте предыдущую и нынешнюю машины рядом: небо и земля, не правда ли? Лишь пытливый взгляд отметит знакомую линию крыши, в остальном – совсем непохожие.
Скорый рестайлинг косвенно говорит о не слишком успешной карьере авто. Помните «Фольксваген-Битл» («Жук») первого поколения? Времена и требования тогда, конечно, были иные, но таким долголетием похвастаться могли немногие. А шумная премьера «Нью Битла» принесла весьма скромные дивиденды. Правда, новый «Жук» породил моду на ретро. «Крайслер РТ-Крузер», «Chevrolet SSR» и другие модели, в которых использовали мотивы полувековой давности, позволили завоевать симпатии определенной прослойки покупателей.
Но одной внешностью автомобилиста XXI века не проймешь. Он хочет все и одновременно: экономичную, привлекательную внешне, вместительную, мощную, легкую в управлении машину… Это невозможно! – отмахивались скептики. Оптимисты не торопились с ответом и создали… полную неразбериху в некогда стройных модельных рядах. К привычным седанам, универсалам и хэтчбекам добавили микро- и компакт-вэны, четырехдверные купе, полноприводные кроссоверы и прочих невиданных доселе «зверей». О таком выборе моделей, модификаций, комплектаций предки даже и не мечтали. Спасибо… кризису?
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
Конечно, стилистические изменения и рождение новых классов диктует не только мода. Не меньшую роль играют современные технологии, открывая новые возможности для инженеров и дизайнеров. Прогресс и кризис – связаны. Скажем, автомобили на топливных элементах не только не требуют нефти и экологически чисты, но и предоставляют широкое поле дизайнерской фантазии. Прототип «Скейтборд» концерна «Дженерал моторс» представляет собой платформу 300-миллиметровой высоты, в которую упрятаны топливные элементы и 73-киловаттная силовая установка – два электромотора, развивающие по 500 Н.м. Одним махом решены проблемы развесовки и безопасности! А компоновщики могут как угодно «играться» с салоном, выжимая из него максимум полезной площади. Правда, это пока – прототип.
Мощные процессоры, высокоскоростные шины передачи данных, управление по проводам… В недавнем прошлом эти технологии были доступны лишь космическим и авиационным концернам. Теперь они преобразили салоны автомобилей. Кнопок, рычажков, тумблеров становится меньше. На их месте – дисплеи, многофункциональные «крутилки», джойстики.
Смакуя дизайн той или иной модели, мы не всегда задумываемся, что эффектные линии и изящные детали во многом продиктованы безопасностью и аэродинамикой. Скажем, на последнюю (а значит, и на экономичность) влияют не только размеры зазоров между деталями, но и количество стыков. Отсюда – огромные бамперы. А все более ужесточаемые требования по безопасности пешеходов заставляют «облизывать» те же бамперы и капоты. Существенный вклад в привлекательность экстерьера вносят осветительные приборы. А ведь пластиковая «хрустальная» оптика, в отличие от прежних фар со стеклянными отражателями, не только лучше выглядит, но и ярче светит. Модные светодиодные задние фонари приняли на вооружение, поскольку время их срабатывания на доли секунд быстрее, чем накал обычной лампы; значит, водитель машины, идущей следом, быстрее среагирует на торможение. «Отлично!» – решили дизайнеры и использовали новшество в своих целях.
Парадокс: экономическая ситуация в мире – сложная, а мы все же ездим на все более совершенных автомобилях. Только успевай следить: вот провели рестайлинг, а там и более серьезную модернизацию! Может, зря поторопился купить машину к концу года?