Безопасность. БЕС В РЕБРО

Безопасность. БЕС В РЕБРО

Из динамиков доносится: «До столкновения осталось десять секунд». Интересно, в России считают время до пуска разгоняющей лебедки, а здесь – до столкновения. Здесь – это в Гётеборге, одном из самых современных в мире центров пассивной безопасности фирмы «Вольво». Шведский подход мне нравится больше. Так удобнее для фото- и видеосъемки – нет нужды учитывать поправку на разгон. Сегодня здесь очень сложный крэш-тест: в борт новенькому, едва представленному публике купе-кабриолету «Вольво-С70», производство которого начнут лишь в следующем году, врежется здоровенный вседорожник «Вольво-ХС90».

На боковые столкновения, утверждает статистика, приходится четверть всех аварий. В 30% случаев оказывается поврежденной голова водителя, 33% приходится на тело. В этом тесте последствия удара ожидаются куда тяжелее среднестатистических. Более высокий и тяжелый (массой под 2,5 т) вседорожник, по моему разумению, должен просто расплющить и закатать в пол беззащитный кабриолет! К тому же таран разгонят до 50 км/ч, а жертва будет катиться на 25 км/ч. Из-за этого, кстати, и двигаться машины начнут в разное время.

Квадрат пола из бронестекла залит светом софитов и похож на ждущий боксеров ринг. Вот прожектора вспыхивают еще ярче, слышен нарастающий шум, из окружающего полумрака прямо на меня выкатывается легковая машина. Тут же справа вылетает оранжевая туша вездехода и с грохотом врезается кабриолету в борт! «Вольво-С70» отлетает метров на 5–7 – там его ловит мягкое заграждение. Вседорожник, чуть развернувшись влево и замедлившись, направляется следом, словно намереваясь добить противника, но замирает, остановленный удерживающим тросом. Слепящие лучи гаснут, увязнув в облаке дыма и рисовой пудры – ею пересыпают подушки безопасности для предотвращения слёживания. Минут десять «сцену» приводят в порядок: подметают осколки, убирают вылившиеся жидкости, огораживают машины. Ну наконец-то! Слетев со второго этажа, где за толстым стеклом располагается «зрительный зал», оказываюсь у кабриолета.

Нельзя не отдать должное точности расчета – удар пришелся строго в дверь! Она, кстати, хоть и сильно погнулась, но осталась в проеме – недаром внутри два мощных бруса, перераспределяющих энергию удара на стойки. Средняя, короткая и толстая, расположена под обшивкой кузова позади двери и снаружи не видна. Но именно ей, пожалуй, пришлось тяжелее всего. Почти не погнувшись, она направила энергию вниз, к массивной поперечине.

Основная проблема открытых машин, как известно, малая жесткость кузова, не замкнутого жесткой крышей. Поэтому когда в кабриолет превращают обычный автомобиль, кузов усиливают множеством дополнительных элементов. Современный подход – дорогой, но и более эффективный: проектировать кабриолет как отдельную модель – с чистого листа. Так делали «Вольво-С70». Его массивные пороги, стойки и семь поперечин образуют прочную пространственную структуру, вдвое (!) превосходящую по жесткости кузов машины предыдущего поколения. Вот она – надежная защита при боковом ударе: внутреннее пространство практически не пострадало.

У многих современных автомобилей в кромках крыши спрятаны надувные занавески, предохраняющие головы от удара. А как разместить их в кабриолете? Для новой «семидесятки» разработали шторы, скрытые в верхней части двери. Они – двухслойные и благодаря высокому внутреннему давлению способны удержать голову пассажира даже при сложенной крыше и опущенных стеклах.

Вернемся к статистике. В авариях переворачивается лишь три машины из сотни, но вероятность повреждения головы у пассажиров составляет 27%, а позвоночника и шеи – 36%. У кабриолета эти показатели будут существенно выше, если не принять особых мер. В «Вольво-С70» проблему решает ROPS (Roll over protection system – система защиты при опрокидывании). Стойки ветрового стекла, изготовленные гидроформовкой из сверхпрочной трехмиллиметровой стальной трубы, способны выдержать двукратный вес опрокинувшегося кабриолета. А если пассажиры на задних сиденьях? За их спинками две прочные дуги, выскакивающие при опрокидывании. Кроме того, в отличие от обычных подушек безопасности, сдувающихся через мгновения после срабатывания, боковые шторы «Вольво» держат давление несколько секунд, защищая голову и шею, даже если машина сделает несколько переворотов.

При столкновении с большим тяжелым вседорожником легковая машина оказывается в заведомо проигрышном положении. В частности, потому, что получает удар выше так называемого пояса безопасности. Высокий противник просто подминает низкого под себя. Проектируя «Вольво-ХС90», конструкторы позаботились о безопасности «противников», установив спереди под декоративной облицовкой, на уровне бампера легкового автомобиля своеобразный противоподкатный брус.

На прощание еще раз оглядываю водителя «Вольво-С70». Похоже, он действительно отделался испугом да, может, парой несильных ушибов. Отлично! Но лучше все-таки оставить «поле боя» манекенам испытательных центров, а на себе подобные эксперименты не проводить.

Подпишитесь на «За рулем» в