Пусть бегут неуклюже…
Пешеходам спешить некуда, они и подождать могут, а вот автомобилистам никак нельзя. Они должны успеть вовремя и в срок (с поправкой на время суток и время года). Поэтому, если судить по данным статистики, не желая быть «вторым сортом», ежегодно все большая часть пешеходов позорно сдает свои позиции и пересаживается в автомобиль, тут же забывая, каково это – перейти дорогу в час пик.
Вот так, в единстве и борьбе противоположностей, год от года продолжается этот невеселый процесс… Но хотя бы раз в году на ход его обращает свое внимание (и даже пытается повлиять!) ГИБДД. Поэтому на неделю (или чуть больше) противостояние слегка ослабевает. Так было и в этом году в столице. Тем водителям, кто вспомнил о пешеходах и пропустил их на «зебре», – почет и уважение! В некоторых районах города даже что-то выдавали на память – брошюры по безопасности движения, памятные стикеры, вымпелы. О том, что водитель пешеходу друг, заговорили по телевизору, начали напоминать по радио и в газетах. Потом акция закончилась – видимо, руководители ГИБДД посчитали, что урок усвоен. Следующий, надо полагать, состоится через год. А мы решили проверить навыки водителей и пешеходов уже через неделю после окончания милицейской акции. Как изменилась жизнь на «зебре»?
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Рядовой столичный перекресток в районе Большой Серпуховской улицы. Время – середина дня. Фотограф ищет позицию для съемки, я перевожу часы в режим секундомера и вспоминаю, как мы с моим приятелем перебегали в молодости Невский проспект в Ленинграде у Гостиного двора и были оштрафованы (!) за это на целых 3 рубля.
Пешеходный переход, обозначенный знаками и разметкой, расположен метрах в ста от светофора. Улица хотя и широкая, но теоретически перейти ее, с известной долей сноровки, можно. Ну-с, побежали. Самое страшное – перебегать ее, когда машин… мало. Потому что в этом случае они несутся от светофора до светофора, набирая скорость и завывая, как реактивный лайнер на взлете. Пешеходы в таком случае воспринимаются как стая вредных галок, которые могут замедлить движение, и их положено разгонять гудками и «выстрелами» дальнего света.
А вот когда машин много, перейти Серпуховскую можно почти без опаски. Время от времени автомобилей набегает столько, что риск быть сбитым сведен практически к нулю, ведь скорость движения резко падает. Ну или почти сведен, так как иногда автомобиль может без всякого предупреждения шарахнуться из ряда в ряд. Как в воду глядел: не отпрыгни я в сторону, «Тойота» своим бампером обязательно задела бы меня по колену! А я умный и опытный, в столице давно живу, так что увернулся ловко и побежал дальше, лавируя между машинами. Несколько секунд – и финишировал на другой стороне улицы, у магазина «Продукты». Главное в таком способе пересечения улицы – дождаться, когда машин будет побольше, и смело в путь! Только при этом надо стараться еще и не испачкаться о грязные кузова…
Освоив «слаломный» способ прохождения дистанции, интересуюсь у фотографа: как я шел? Со стороны небось выглядело захватывающе? «Ну-у, – задумчиво тянет мастер выдержки и диафрагмы. – У девушек это выходит грациозней. Сам посмотри!» Я не спорю и любуюсь, как очередная юная москвичка стремительной походкой «от бедра» пересекает Большую Серпуховскую, умудряясь при этом говорить по мобильнику. А в этом что-то есть: аккуратные женские головки, как бы плывущие над крышами легковых автомобилей. Наши женщины – просто супер, им все нипочем! Кстати, один мой приятель, ежедневно перебегая дважды в день Садовое кольцо в районе Сухаревской площади, умудрялся на бегу знакомиться с барышнями (благо ширина Садового это позволяла), что уже дважды приводило его к эксклюзивному прослушиванию марша Мендельсона в Севастопольском ЗАГСе столицы...
Извините, отвлекся. Собственно, наблюдая ежедневную схватку между «конными» и «пешими», нельзя однозначно говорить о том, что первые – исключительно сволочи, а вторые – ангелы, которые просто временно ходят по Земле. Последние ухитряются нарушать Правила дорожного движения регулярно, а улицу переходят не там, где можно, а там, где им нужно. Народ наш умудряется перебегать даже через МКАД, а это пять полос в каждую сторону, бетонный отбойник посредине и разрешенная скорость движения – 100 км/ч! Но это – самые отчаянные. Остальные все-таки жизнь на Земле ценят, а поскольку правила писаные мы все дружно презираем, стараются жить «по понятиям».
Вы обращали внимание на то, как теперь в Москве переходят дорогу пешеходы? Взглядом они выискивают глаза водителей и вопрошают: «Ты точно не поедешь? Дашь мне добежать?» Я же лично, набегавшись во время рейда вволю, сделал несколько жизненно важных выводов. Во-первых, переходить улицу надо там, где переход рядом со светофором. В других местах надо это делать крайне осторожно. То, что машина начинает притормаживать, еще не говорит о том, что ее водитель собирается именно вас пропустить. Может, он остановиться хочет или просто задумался. Или еще хуже: он притормозит, пропуская вас, а тот, кто несется за ним, решит на хорошей скорости объехать вежливого водителя. Это за границей нашей родины стоит только подойти к переходу, как все движение замирает. Наш народ не так избалован, хотя проблески взаимной вежливости нет-нет да и возникают. Водитель вам ручкой так: «Давай, переходи, не дрейфь!» А вы ему интеллигентно: «Ну что вы, только после вас!» И тоже – ручкой, ручкой…
Ой, как приятно, но – увы! – пока редко…
ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ
На следующий день решил (в рамках того же рейда) поработать «вежливым водителем». Это не значит, что я в обычной автомобильной жизни хам, но тут был сама предупредительность. Кружил по Бульварному кольцу, как только завижу народ, застывший у перехода – тут же «показательно» торможу перед «зеброй». И ручкой так, как Татьяна Пельтцер в фильме «Формула любви»: «Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле». В некоторых случаях процесс расхождения «нас» с «ними» был проигран как по нотам, и прочие водители меня поддерживали. Видимо, иногда приятно почувствовать себя интеллигентным человеком… Но чаще было и такое: не успел я притормозить, чтобы дать дорогу пешеходам, как тут же, через какие-то доли секунды, сзади начинали моргать дальним светом и гудеть другие участники движения. «А подождешь!» – не сговариваясь, весело говорили мы вместе с фотографом и трогались только после того, как очередная группа молодежи завершала переход улицы. Москвичи вообще-то нормальные, их просто дорожный вопрос испортил. Погудят-погудят самые спешащие, а как увидят, что это я пешеходов пропускаю, успокаиваются и тоже стоят смирно. Только один раз, злобно что-то прорычав, прямо на «зебре» меня объехала здоровенная черная «Ауди» с «триколором» на номере – и понеслась по своим важным государственным делам. Вообще-то за границей это одно из самых страшных нарушений ПДД – объехать автомобиль, пропускающий пешеходов на переходе. За это во многих странах сразу прав лишают, но у нас такое положение даже в кодексе не прописано… Видимо, неактуально.
Что показал наш маленький «рейд после рейда»? С одной стороны, достаточно начать соблюдать ПДД обеим категориям граждан – и все, проблема решена, как решена она в Европе и Америке (за вычетом Америки Латинской). Для того же, чтобы это произошло, надо взаимное желание граждан (вроде бы есть, так все говорят), подкрепленное некими административными усилиями правоохранительных органов. Милиционеры, правда, тут же заявляют, что, мол, смысла бороться нет – штрафы-то копеечные… Это так, но, как показывает наш собственный исторический опыт, важно не повышение штрафов, а неотвратимость наказания. Например, на Украине тоже штраф за то, что не пропустил пешехода, небольшой (меньше 100 руб.), но ведь пропускают! Просто местные «даишники» в свое время наказывали за это нарушителей без пощады и исключений – и вот результат. То же самое в Польше, Белоруссии… Словом, и водителям, и пешеходам нужен небольшой первый «толчок» – и процесс, как говорится, пойдет. Я ведь, после того как меня оштрафовали на трешку в Питере, год переходил улицы только по «зебре» и на зеленый свет. Потом, правда, урок забылся, тем более что все вокруг нарушают и стражам порядка на это по большому счету наплевать… Кроме, конечно, одной недели раз в год.