Skoda Octavia: Заложница имиджа
РОДОСЛОВНАЯ
Для многих россиян первой иномаркой была «Шкода-Фелиция». Она-то и сформировала стереотип: машины с крылатой стрелой в эмблеме комфортны, надежны и непременно дешевы. Вот только нынешние «Шкоды» уже далеко не те простенькие и недорогие, что были раньше.
Первая «Октавия», которую у нас до сих пор продают с приставкой «Тур» в названии, появилась в 1996 году. Нынешнее поколение представили в 2004 году на Женевском автосалоне, а осенью 2008-го в Париже показали рестайлинговую версию. Во внешности изменения коснулись прежде всего оптики, радиаторной решетки и бамперов. В салоне нововведения тоже нерадикальны. Из нового: руль, аудиосистема, блок климатической установки, материалы отделки и белая подсветка приборов вместо традиционной зеленой. Но главное – покупателям предложили новый двигатель семейства TSI (о нем чуть ниже). В 2005 году вышла спортивная модификация RS, а годом позже – полноприводная Scout с увеличенным дорожным просветом и внедорожной внешностью. В сентябре дилеры начали принимать заказы на рестайлинговые машины в этих исполнениях.
Автомобиль построен на фольксвагеновской платформе PQ35, которая также лежит в основе «Гольфа» пятого поколения, «Турана», «Ауди-А3» и других моделей концерна. При этом «Шкода» превосходит их размерами, что, несомненно, льстит покупателям: за меньшие деньги получаешь больше автомобиля. «Октавии» предлагают с кузовами двух типов: универсал и 5-дверный хэтчбек. Последний внешне больше похож на седан (автомобили подобной архитектуры пользуются большим спросом у россиян), при этом не теряет практичности хэтчбека. Отличное сочетание! Модификации RS – с кузовами двух типов (на «сараи» приходится более 70% продаж), «скауты» – только универсалы.
«Октавии», продающиеся в России, адаптированы для эксплуатации в наших суровых условиях путем увеличения клиренса (при взгляде на автомобиль это сразу бросается в глаза), установки более энергоемких амортизаторов и пружин, а также заводской защиты картера и днища.
За покупательские кошельки «Шкоде» приходится бороться прежде всего с популярными моделями С-класса: «Фордом-Фокус», «Тойотой-Королла», «Рено-Меган», «Хёндай-i30», «КИА-Сид», «Пежо-308», «Ситроен-С4», «Опелем-Астра» и др.
СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ И ТРАНСМИССИЯ
Для рестайлинговой модели производитель подготовил четыре бензиновых двигателя: два с распределенным впрыском топлива – MPI объемом 1,4 л (80 л.с.) и 1,6 л (102 л.с.), а также два с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива –TSI объемом 1,4 л (122 л.с.) и 1,8 л (160 л.с.). Для RS предлагают исключительно 200-сильный 2-литровый турбомотор, а для «Скаута» – лишь 160-сильный 1,8 л. Модернизированные автомобили, поставляемые на наш рынок, почему-то лишили дизельных двигателей, хотя раньше «шкоды» с ними у нас продавались. Надеемся, ситуация изменится. Моторы семейства MPI агрегатируют с 5-ступенчатой механикой, правда, для более мощного предусмотрен и 6-ступенчатый автомат. Все остальные двигатели работают в паре как с МКП, но уже с шестью передачами, так и с автоматизированной коробкой DSG, которой по праву гордятся инженеры «Фольксвагена».
Все «октавии», за исключением «Скаута», переднеприводные. Последний оборудован муфтой «Халдекс» четвертого поколения (на прежние версии устанавливали муфты второго поколения), которая позволяет перебрасывать на каждое колесо уже до 85% крутящего момента благодаря замене гидравлического насоса электрическим и электронному управлению подачей давления на поршень.
За самую дешевую «Шкоду» со слабым, 1,4-литровым (80 л.с.) двигателем нынче просят 579 тыс. руб, но опытные люди говорят, что начинать выбор надо минимум со 102-сильного мотора. Мы же остановились на самом современном агрегате – 1,4 л TSI (122 л.с.), который появился только после модернизации. Несмотря на скромный объем, он обладает отличной тягой и эластичностью в широком диапазоне оборотов, при этом его аппетит весьма скромен. Что касается коробки передач, то с ней определиться было сложнее, хотя вариантов меньше. Все аргументы были за DSG, кроме одного, который в итоге оказался решающим, – цены. Доплата (скорее, переплата) за суперсовременный механизм переключения передач с двумя сцеплениями составляет 60 тыс. руб. Пожалуй, и с простой механикой вполне можно поездить.
С выбором кузова мучиться тоже долго не пришлось. Универсалы (по классификации производителя – Combi) выбирают, как правило, за большой багажник. Так вот, у хэтчбека он меньше лишь на 20 л, если грузить «сарай» лишь до полки. При разложенных же сиденьях и загрузке до потолка разница уже очень существенна, но и 560 л полезного объема в 5-дверном кузове хватает, что называется, за глаза. Единственное «но»: в дождь при поднятой пятой двери вода стекает в багажник.
КОМПЛЕКТАЦИИ
После рестайлинга покупателям предлагают лишь две комплектации: Ambient и Elegance. Первая – весьма щедрая: в ней почти все, что нужно современному автомобилисту (см. Нашу справку). В более продвинутой Elegance добавляются передние боковые подушки безопасности с индикатором непристегнутого ремня водителя, двухзонный климат-контроль, противоугонная сигнализация с датчиком объема, круиз-контроль, многофункциональный дисплей Maxi-DOT, передние противотуманные фары, трансформируемый подлокотник Jumbo Box с возможностью охлаждения, автоматически складываемые зеркала заднего вида, легкосплавные колеса и т. д. Доплатить за все эти блага придется 44 тыс. руб. – вполне приемлемо за такой набор. Вот только острой необходимости в нем нет, если не считать дополнительных подушек, поэтому остановим свой выбор на комплектации попроще. Предлагается также внушительный список дополнительного оборудования – от пепельниц для пассажиров заднего ряда до навигационной системы. Мы же рекомендуем из этого многообразия докупить ESP, которая включает в себя системы: распределения тормозных сил (EBV), управления крутящим моментом (MSR), противобуксовочную (ASR) и электронной блокировки дифференциала (EDS), а также усилители экстренного торможения (HBA) и рулевого управления (DSR). Цена удовольствия – 17 890 рублей. Да, технический прогресс вынуждает раскошелиться. Если добавите еще 2800 рублей, этот список пополнит и ассистент троганья в гору. Покупателям автомобилей с коробкой DSG повезет больше – все это входит в базу.
БЕЗОПАСНОСТЬ
«Октавия» делит платформу с «Гольфом» пятого поколения, который заработал максимальные пять звезд в крэш-тестах EuroNCAP, однако ей этот результат повторить не удалось. Эксперты насчитали 27 баллов (из 36 возможных): 11 (из 16) за лобовой удар и 16 (из 18) за боковой. Оценку снизили за возможность травмирования коленей при ударе о жесткие элементы панели приборов и отсутствие оконных шторок безопасности, которые нынче можно дополнительно приобрести за 15–30 тыс. руб. (в зависимости от комплектации). Защищая детей, «Шкода» получила четыре звезды (из пяти возможных), а оберегая здоровье пешеходов – две (из четырех).Фронтальная пассажирская подушка отключается, что позволяет устанавливать на передние сиденья специальные детские креслица спинкой вперед. Также предусмотрены крепления стандарта ISOFIX.
Отметим, что тестировали дорестайлинговую модель, так что владельцы новых вполне могут рассчитывать на более высокие оценки. Ведь у машин серьезно переработана передняя часть и появились новые подголовники типа WOKS (эффективнее защищают шею от плетевых травм).
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ
Производитель дает на «Октавии» двухлетнюю гарантию без ограничения пробега, три года – на лакокрасочное покрытие, 12 лет – от сквозной коррозии. Техобслуживание предусмотрено каждые 15 тыс. км или 12 месяцев (что наступит раньше). Никаких «нулевых» ТО не предусмотрено. При первом визите на дилерскую станцию поменяют лишь масло и фильтр, проверят и при необходимости отрегулируют основные системы, что обойдется владельцу примерно в 5 тыс. руб. На 30-й тысяче, помимо прочего, поставят новые свечи, топливный, воздушный и салонный фильтры. За это придется заплатить в два раза больше. Самое дорогое обслуживание предстоит после 60 тыс. км. Перечень работ здесь почти совпадает с 30-тысячным, просто диагностика более объемная и список деталей, нуждающихся в смазке, чуть длиннее. Семейному бюджету придется расстаться уже с 12–15 тыс. руб.
Несмотря на то что перечень регламентных работ утвержден представительством марки, многие дилеры предпочитают свой. Например, некоторые проводят дополнительную диагностику, другие сокращают или, наоборот, увеличивают сроки замены тех или иных деталей. Соответственно скачут и цены – порой в разы! Так что перед визитом на СТО настоятельно рекомендуем обзвонить нескольких дилеров и поинтересоваться объемом услуг и расценками. Это позволит ощутимо сэкономить. К тому же дефицита подобных организаций не наблюдается – их 77 по России.
Как уже отмечалось, автомобиль преобразился внешне, но с технической точки зрения изменился не столь кардинально. Правда, несомненный плюс рестайлинга обычно в том, что машина заодно избавляется от детских болезней – но у этой модели их почти не было. Основные претензии владельцев связаны с излишне шумной и жесткой подвеской (она не вызывает нареканий лишь при полной загрузке машины), жестким и неудобным (особенно в средней части) задним сиденьем и сильно раздутой центральной консолью, о которую многие бьются коленями. Некоторые считают недостатком своеобразное поведение правого дворника, который периодически останавливается выше или ниже зоны покоя. На самом деле таким образом он ищет «нулевое» положение, меняя его время от времени. Подобное встречается и на других моделях концерна «Фольксваген».
УГОНЯЕМОСТЬ, ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
Застраховать «Октавию» по каско можно за приемлемые 6–8% цены автомобиля. Представители криминального бизнеса прохладно относятся к данной модели – в рейтингах угонов она не входит даже в первую полусотню. Все машины штатно оборудованы электронным иммобилайзером двигателя и центральным замком с дистанционным управлением. За доплату (около 7 тыс. руб.) производитель установит еще и сигнализацию с датчиками объема салона. Цена не запредельная. Обладателям машин в комплектации Elegance повезло больше – такая сигнализация присутствует по умолчанию. Если добавить еще примерно 1,5 тыс. руб., противоугонку оборудуют датчиком крена.