Ресурсный тест: УМЗ-2416 (62350 км)
Как показывают наши постоянные обследования подконтрольных автомобилей – сами двигатели УМЗ-4216 вполне надежные, а причиной возникающих поломок чаще всего является навесное оборудование. Обновленное семейство впрысковых моторов, изготовленное на базе предыдущего поколения УМЗ-4215, стали устанавливать на «Газели» только в 2008 году, и потому фактически испытательным полигоном для первых партий УМЗ-4216 стали реальные условия эксплуатации. И они быстро выявили и недобросовестных поставщиков запасных частей, и просчеты в технологиях, и проблемы с периодичностью поставок запасных частей. Однако нужно отдать должное специалистам ульяновского завода, которые ведут тщательный анализ всех «узких» мест, связанных с новым семейством. Каждый обладатель автомобиля с УМЗ-4216, имеющий доступ к ресурсам Интернета, может задать свой вопрос конструкторам, технологам или специалистам гарантийно-сервисного обслуживания на сайте изготовителя. На все обращения представители завода стараются отвечать в кратчайшие сроки, а если усматривается необходимость, то и выезжать на место для расследования происшествия.
Потом на основе полученной информации завод вносит изменения в конструкцию или комплектацию двигателя, если, конечно, причиной поломки не стала безалаберная эксплуатация. Примером ответственного отношения к делу стал приезд в компанию ООО «Терра-Карат», где эксплуатируются испытуемые «Газели» представителей ООО «Силовые агрегаты – Группы ГАЗ» в лице начальника отдела маркетинговых коммуникаций Владимира Спиридонова и руководителя группы надежности двигателей УМЗ Николая Колышкина. Причиной их визита стали серьезные проблемы с электрооборудованием, которые преследуют «Газели» вот уже несколько месяцев. Недавно из-за очередного короткого замыкания чуть не сгорела еще одна машина с УМЗ-4216. Несмотря на то, что причиной поломок вряд ли является мотор, происшествие само по себе уникально.
Чтобы у одного владельца за столько короткий срок было несколько возгораний – подобного не вспомнит и бывалый пожарный. Скорее всего, выяснив обстоятельства происшествий, представители «Группы ГАЗ» передадут эстафету электрикам с Горьковского автозавода, и уже они будут выносить свой вердикт. Главное, чтобы не тянули с выводами, ведь из-за этих серьезных неполадок испытуемые автомобили могут оказаться у забора с выгоревшим подкапотным пространством, как это уже случилось с одной из них. Другие машины, отделавшись только оплавившимся пучком проводов, все равно долгое время томились в стенах сервисного центра, а некоторые находятся там до сих пор.
– Конечно, никто и предположить не мог, что мы столкнемся с подобными неисправностями. На трех машинах возникли проблемы с электропроводкой – она воспламенялась по непонятным причинам. Недавно список жертв короткого замыкания пополнила еще одна «Газель» с ульяновским двигателем. Утром при запуске двигателя ничто не предвещало беды, однако при его прогреве до рабочей температуры и срабатывании электромагнитной муфты включения вентилятора в кабине появился характерный запах горелой оплетки проводов. Водитель, наученный прошлым опытом, немедленно открыл капот и скинул клемму с аккумуляторной батареи. Оказалось, что при включении электромуфты произошло замыкание, и провод, питающий ее обмотки, начал плавиться. Удивительно, но предохранители ни в случае с предыдущими машинами, ни в этом случае не выполнили своего предназначения. Не будь водитель чуть расторопнее, у забора стояло бы уже две «Газели»
– За многолетний опыт работы я не раз сталкивался с возгораниями транспорта, но причиной того были не технические неисправности по вине производителя – виновным в возникновении пожара оказывался водитель. Понятно, что при этом они изо всех сил старались создать у комиссии иллюзию своей невиновности. После долгих разбирательств и под тяжестью доказательств водитель или хозяин транспортной компании признавали вину и отказывались от претензий. Отмечу, что до 1999 года подобных случаев возгорания с участием двигателей УМЗ не было вовсе. Многие водители до сих пор плохо знакомы с техническими особенностями впрысковых двигателей. Например, нельзя даже кратковременно эксплуатировать автомобиль с одной или несколькими неработающими свечами зажигания. Ведь топливные форсунки продолжают впрыскивать бензин, который воспламеняется не в камере сгорания, а в выпускном коллекторе и догорает в выпускной трубе. Это приводит к выгоранию каталитического нейтрализатора и нагреву коллектора до недопустимой температуры в 600 градусов. При том, что пожароопасная температура – 310 градусов! Поэтому нужно быть более внимательным к рекомендациям автопроизводителей при эксплуатации транспортных средств. До недавнего времени перевозчик после окончания срока гарантии оставался один на один с неисправностями автомобиля. После декабря 2007 года «закон о защите прав потребителей» на стороне эксплуатационников. Если срок гарантии истек, а у потребителя что-то случилось с автомобилем – на его плечи ложится установление причин возникновения неисправностей, и в случае когда эксперты признают виновным завод-изготовитель, все затраты он обязан будет возместить. Конечно, есть такое понятие как срок службы автомобиля, и после 200–300 тыс. км пробега ни о каком возмещении не может быть и речи Обычно срок эксплуатации автомобиля в два-три раза больше заявленного заводом гарантийного срока – то есть примерно 120–150 тыс. км.
– Дефект электромуфты включения вентилятора системы охлаждения у нас статистически отмечался очень часто, но это не приводило к возгораниям. Поломка приводила к прекращению блокировки муфты, переставал вращаться вентилятор системы охлаждения. Месяца четыре назад было принято решение об отзыве всех автомобилей с УМЗ-4216 и принудительной замене на муфты новой конструкции. Мы их тестировали вплоть до экстремальных режимов и констатировали, что количество отказов практически сведены к нулю. Также практикуем и замены других деталей сторонних производителей, которые, как оказалось, не соответствуют заявленному качеству. Поэтому я бы рекомендовал перевозчикам как можно дольше оставаться на гарантийном сервисном обслуживании, тем более что у дилерской сети нет проблем с запчастями.
– Компании ООО «ТерраКарат» долгое время обслуживала свои «ГАЗели» на нашей станции на Варшавском шоссе. После 40 тысяч пробега новое руководство ООО «Терра-Карат» решило, что обслуживаться в сервисном центре слишком дорого, и теперь они ремонтируют технику своими силами. Однако недавно они пригнали в наш центр в подмосковной Балашихе три машины с проблемами в электропроводке. Впоследствии на них мы заменили оплавившиеся жгуты. Докопаться до причин возникновения неисправностей наши механики не смогли, и на моей памяти это первый случай массового возгорания «Газелей». Как правило, виновником подобных проблем становятся водители, по незнанию устанавливающие дополнительные потребители туда, где их быть не должно. Либо причиной пожара могут быть некондиционные плавкие предохранители – мы столкнулись с такими в китайских грузовых автомобилях. Пластмассовая часть-горе предохранителя плавится моментально, стоит только установить его в монтажный блок – дальнейшие последствия очевидны. Примечательно, что такие бракованные комплектующие производитель ставит на новые машины.