Секонд-хэнд: покупать сейчас!
Вторичный рынок выжил благодаря расчетливости тех людей, которые в нынешних условиях стали еще более строго считать деньги, отложенные на покупку авто. Естественно, в этом сегменте правит бал недорогая тольяттинская продукция. За означенные полгода сменили владельцев почти 800 тыс. неновых автомобилей «Лада», а это 43% всех покупок. И попробуйте сказать, что заднеприводные «Жигули» устарели! Из общего объема на «классику» приходится 323,3 тыс. авто, и только потом следуют более современные переднеприводные модели АВТОВАЗа (семейство «Самара» – 269,6 тыс. шт., «десятки» – 144 тыс. шт.). Да, продавались-покупались машины и других отечественных заводов (ГАЗ, УАЗ), но их гораздо меньше по сравнению с тольяттинскими.
Что касается иномарок, то здесь, как и во всем мире, с большим отрывом лидируют «японцы», среди которых «Тойота» на первом месте (217 тыс. шт.). Правда, надо понимать, что первое место на вторичном рынке завоевано благодаря популярности марки в регионах Сибири и Дальнего Востока, а там подавляющее большинство машин– с правым рулем. Сравните: в европейской части страны у «Тойоты» лишь третий результат... Второй по популярности – «Ниссан» (80,7 тыс. шт.), затем «Мицубиси» с почти 52 тыс. машин, сменивших хозяина. Из европейских брендов лучше всех себя чувствует «Фольксваген»: за первое полугодие продано с рук 46,7 тыс. «народных». В затылок ему дышит «Форд» с 46,5 тыс. шт., а следом наиболее удачливы в борьбе за наши кровные опять-таки «японцы» в лице «Хонды» с объемом перепродаж в 46,5 тыс. автомобилей. Примечательно, что столь любезные сердцу россиян «мерседесы» вновь нашли своих хозяев в 40 тыс. случаев. Весьма скромным успехом на вторичке пользуется такой видный европейский производитель, как «Опель»,– 32,9 тыс. шт. Кстати, почти половина перепродаваемых иномарок – в возрасте от двух до семи лет. На их фоне отечественные малолитражки заметно старее: на машины старше восьми лет приходится 63% вторичного рынка.
Неудивительно, что в условиях обвала продаж новых автомобилей для многих автодилеров торговля секонд-хэндом – зачастую единственный способ сводить концы с концами. Отделы комиссионной торговли плодятся, как опята по осени, а некоторые крупные дилеры даже выделяют их в отдельное направление, разрушая тем самым сложившуюся до кризиса структуру рынка. Если раньше вторичка пополнялась за счет мелких перекупщиков, собственно внутреннего рынка и ввезенными машинами без пробега по России, то теперь последние практически исчезли. В сентябре на встрече с Союзом машиностроителей России премьер-министр В. Путин констатировал, что повышение пошлин на ввоз иномарок не сказалось на российском автопроме ожидаемым образом. Однако такая оценка событий не помешала кабинету министров вопреки логике продлить действие заградительных мер еще на девять месяцев. А тут подоспел и новый технический регламент, в котором прописано множество «но» для машин родом из Америки и Японии. Это вынудило последних из могикан, торговавших ввезенными иномарками, переориентироваться на ввоз редких и дорогих авто, спрос на которые хотя и мизерный, но стабильный. Впрочем, предложений неновой автотехники хватает и без того.
Львиная доля продаж приходится на ценовой диапазон от 400 до 600 тысяч рублей. Аналитики компании «ПодборАвто» подсчитали, что по этой цене наиболее ликвидны недорогие иномарки преимущественно российской сборки в возрасте до трех лет: их продажи выросли на 52%! Но дальнейшего снижения цен на подержанные машины ждать не приходится.
– Скорее всего, в 2010 году баланс между спросом и предложением восстановится, что, естественно, скажется на ценообразовании продуктов вторичного рынка,– отметил аналитик компании «Финам» Кирилл Таченников. – Сейчас годовалый автомобиль стоит на 40% меньше, чем аналогичный новый, тогда как раньше этот показатель равнялся 25%. Следовательно, дешевле, чем сейчас, машины не будут,– подчеркнул эксперт.
Ему вторит Сергей Удалов из компании «Автостат»: «Самые ходовые автомобили на вторичном рынке те, что не успели сильно состариться, а это, как правило, иномарки, так как отечественный парк заметно старее». Тянуть с покупкой подержанного авто не стоит также из-за колебания курса доллара и евро по отношению к нашему рублю, считает генеральный директор АТЦ «Автовэй» Игорь Азаров. Он напомнил, что, поскольку продажи новых иномарок упали в том числе из-за валютных колебаний и таможенных пошлин, то для подержанных машин нынешний кризис не столь страшен, так что сейчас самое время для покупки.