Автопарк России-2005. Автомобильный клондайк

Автопарк России-2005. Автомобильный клондайк

В предыдущих номерах (ЗР, 2005, № 7– 10) мы знакомили читателей с автомобильным парком регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской областей и Приморского края. Выбор наш был не случайным – эти регионы весьма показательны для своих федеральных округов или для страны в целом. В последнем номере этого года мы выполняем обещание, которое в свое время дали читателям: представить статистику всего автомобильного парка страны. Знакомьтесь!

ЦЕНА ПОГРЕШНОСТИ

Как свидетельствует приведенная здесь таблица, на 1 января 2005 года на учете в РФ состояло 22 746 087 легковых автомобилей. Как так! – возмутится внимательный читатель. В пятом номере журнала, где начинались статистические обзоры, указана совсем иная цифра – 24 208 019. Как объяснить «исчезновение» почти 1,5 млн. автомобилей? Объясняем. Заметную часть из этих полутора миллионов составляет так называемый «спецтранспорт». В силовых ведомствах разбивка этих машин по моделям и маркам не подлежит разглашению – гостайна! Но об этом мы уже писали.

Есть еще одна большая группа, оказавшаяся для нас недоступной, – автомобили, марку или модель которых, оперируя данными ГИБДД, определить невозможно. Даже в «грамотной» столице (о чем мы тоже писали) на учете стоят машины под названием «иномарка» (так указано в техпаспорте!). Встречаются и названия фирм, которые мы не смогли идентифицировать. Короче говоря, почти полтора миллиона «непонятных» автомобилей мы решили при анализе не учитывать, тем более что по правилам статистики погрешность 5–7% не влияет на общий результат. Мы как раз уложились в эту норму.

Обработка базы данных, которую нам предоставляли в ДОБДД МВД РФ, заняла несколько месяцев. Напомним, о чем тоже не раз говорили. По порядку, утвержденному приказом министра МВД, статистические данные из регионов поступают в Москву и обрабатываются по стандартной форме. Учитывается общее количество машин в регионе с разбивкой по возрасту и «происхождению». Отечественные машины при этом разбивают по маркам и даже по группам моделей (например, VAZ 2101…2107), а вот иномарки почему-то делят всего на три категории – «с правым рулем», «собранные в РФ» и «запорожцы». Проанализировать состояние и структуру парка, располагая такими «данными», естественно, невозможно.

Чтобы получить полную картину автопарка страны (отечественного и иномарочного), мы и решили взять на себя нелегкий и дорогостоящий труд – обработку первичной базы данных ГИБДД. Впервые мы сделали это в прошлом году (результаты опубликованы в ЗР, 2004, № 10 и в изданной нами книге «Россия за рулем-2004»), а в нынешнем продолжили работу. Перед вами – структура легкового автопарка России с разбивкой по маркам (см. табл.). Эти данные публикуются в периодической печати впервые.

МОЛОДЕЕМ. НО МЕДЛЕННО…

В нашем парке присутствуют сегодня практически все известные в мире марки автомобилей – более 120 наименований, от редчайших «бугатти» (их 4) и «морганов» (2) до самых распространенных у нас, число которых перевалило за миллион (таких пять – ВАЗ, ГАЗ, «Москвич», «Тойота» и УАЗ). Словом, автомобильный Клондайк!

Но дело не только в количестве и разнообразии марок и моделей, а еще в их возрасте и состоянии. Тут картина иная. Парк страны хоть и обновляется, но, к сожалению, очень медленно. Львиная его доля (73,4%) – автомобили старше 7 лет, причем по разным федеральным округам этот показатель меняется – от «самого молодого» Приволжского федерального округа (67%) до «самого пожилого» Дальневосточного (93,8%).

В ходе работы нам даже пришлось вывести специальный «коэффициент обновления» – соотношение новых автомобилей (в нашем случае – 2004 года выпуска) к общему количеству машин в парке. Так вот, самые высокие темпы обновления парка в Центральном и Уральском округах (коэффициент 6,1), чуть отстают Северо-Западный и Приволжский (5,2), затем идут Южный (3,3), Сибирский (2,5) и замыкает список Дальневосточный (всего 0,4), где парк за прошлый год вырос менее чем на пять тысяч новых автомобилей. Из-за дальневосточников, предпочитающих по вполне понятным причинам любым новым машинам подержанные «праворукие» из Японии, средний по стране коэффициент весьма низкий – 4,7.

А что приобретают россияне из нового? В первую очередь, продукцию АВТОВАЗа – на его долю в прошлом году пришлось 59,7% всех новых поступлений парка. На втором месте – ГАЗ (8,8%): «волги», по-видимому, пополнили в основном гаражи администраций разного уровня и назначения. А на третьем месте – самая продаваемая у нас ныне иномарка «Хёндэ» (3,9%), за ней – «Тойота» (3,1%) и «Форд» (2,8%). Немало прибыло и трудяг УАЗов (2,6%), но они оказались в роли «залетных птиц» в компании «иностранцев». Замыкают первую десятку здесь «Мицубиси» (2,5%), «Дэу» (2,4%), КИА и «Рено» (по 1%). Так было в 2004 году. В 2005-м ситуация, видимо, изменится – доля отечественных машин сократится, а иностранных – возрастет. Это уже тенденция…

Подпишитесь на «За рулем» в