Цены на бензин. И снова подорожает?
И вроде как нервное напряжение спало. Но каждый раз, подъезжая к заправке и глядя на вроде бы застывшие цены за литр 92-го и 95-го, нет-нет да подумаешь: а сколько придется платить в январе? Эксперты «За рулем» считают, что ненамного больше. Ну а дальше что?
КАК «ТОРМОЗНУЛИ» ЦЕНЫ
Автором достаточно сенсационной инициативы стал президент компании «ЛУКОЙЛ» В.Алекперов. С 19 сентября до конца 2005 года она зафиксировала розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих АЗС во всех регионах России. Этот шаг, по мнению Алекперова, позволил на краткосрочный период сдержать рост цен на топливо, а также «продолжить начатый конструктивный диалог между правительством РФ и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты».
Подобный шаг компания, как известно, сделала и в декабре прошлого года. Напомним, что тогда по май 2005-го она на 5% снизила розничные цены на топливо. Перед этим Алекперова приглашали в самый главный кабинет страны. Что Путин сказал нефтяному королю, осталось между ними, только покинув кабинет № 1, глава «ЛУКОЙЛа» заявил: ради России его компания снижает цены. Народ олигарху мысленно поаплодировал, а коллеги-конкуренты, выдавив из себя улыбки, последовали его примеру.
Это своеобразное «нефтяное перемирие» продержалось, как и было объявлено в декабре, до мая этого года. А потом наши нефтяники цены отпустили. Особенно сильно они скакнули в конце августа – начале сентября, как выяснилось – «не вовремя». К этому моменту не успели завершить уборочные работы, да цены задрали так, что возмутились даже вполне обеспеченные граждане. Стон о повышении цен не мог не дойти до президента, а во второй раз он едва ли ограничился «профилактической беседой». И «ЛУКОЙЛ» сыграл на опережение президентского гнева.
В тот же день все ведущие российские нефтяные компании на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко «согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства». В неофициальных беседах чиновники в один голос называют договоренность нефтяников с Христенко «сплошным пиаром». В самом деле, цены на топливо зависят не только от стоимости нефти на международных биржах, но еще и от внутреннего спроса. Сейчас его пик миновал – закончены основные сельхозработы, закуплены нефтепродукты на зиму, так что дальше можно ожидать стагнации, а начиная с декабря и вовсе снижения цен – так бывает каждый год. Заморозив стоимость и без того дешевеющего топлива, нефтяники смогут без всяких жертв заработать себе политические очки, считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Так оно и случилось: цены были зафиксированы в самой высокой ценовой точке, и если бы в России функционировал по-настоящему цивилизованный рынок нефтепродуктов, то цена на бензин все равно неминуемо бы упала.
ЗАЧЕМ «ТОРМОЗНУЛИ»
Фиксация цены на бензин позволила нефтяникам избежать осложнений. Если помните, президент даже свое ежегодное общение с народом по телевидению начал с этой проблемы. При этом нефтяников не ругал, а жалел: у них-де и так много изымают в виде налогов! «Правительство рассматривает возможность поменять эту систему, с тем чтобы изъятия были сбалансированы, чтобы обеспечить и доходы государства и чтобы не поднимать цены на ГСМ», – заявил президент, отметив при этом, что резкое подорожание топлива, пик которого пришелся на начало осени, связано с тем, что российская экономика интегрирована в мировую.
Как ни странно, после того как цены были заморожены, страна ни на шаг не продвинулась в решении бензиновой проблемы. «Одним замораживанием цен проблему роста стоимости бензина в России не решить», – заявил в те же дни премьер-министр Михаил Фрадков. Он подчеркнул, что правительство принимает комплекс мер, касающихся роста цен на ГСМ: регулирование экспортных тарифов, уточнение ставок налогов, антимонопольные, административные и экономические меры. Но пока они разрабатываются, потихоньку начался новый передел рынка. Тот же «ЛУКОЙЛ» может достаточно долгое время торговать на своих собственных заправках по оптовым ценам, пренебрегая сверхприбылью. Владельцы же частных АЗС, которых сегодня на рынке большинство, вынуждены покупать бензин у больших компаний по оптовым ценам и продавать по розничным. Но оптовые-то цены никто не фиксировал! А значит, они могут вырасти, съедая таким образом прибыль мелкого автозаправщика.
Как правило, у нефтяных компаний мало собственных заправок. Те шесть, которые «договорились» с Христенко, владеют не больше одной пятой из примерно 20 000 российских АЗС, контролируя при этом больше половины нефтепереработки. Повышая отпускные цены для «чужих» АЗС и заморозив стоимость бензина на своих, они могут выдавить конкурентов из целых регионов. Из этого следует, что ведущие нефтяные компании уже до января следующего года могут разорить многих частников и за бесценок завладеть их имуществом. Но тем, кто 1 января приедет на заправку, совершенно все равно, кто ею владеет, какие у хозяина и его работников трудности в конкурентной борьбе.
И напоследок – о прогнозах роста цен. В январе цена на бензин не поднимется хотя бы потому, что не будет особого спроса. Это – сезонное правило. Зато точно топливо подорожает весной. И вот тогда уже никакое искусственное замораживание не поможет избежать реального топливного кризиса. Если, конечно, правительство не воплотит в жизнь свои благие планы под условным названием «Как нам в России удешевить бензин».