Ралли-рейд «Шелковый путь»: Выбор пустыни
Услышав строгое: «На улице курить запрещено», коллеги спешно прячут сигареты по карманам. Предупреждение служащего аэропорта в Ашхабаде привело в недоумение, но здесь такие правила. Курить в общественных местах нельзя, как, впрочем, и за рулем. Это, наряду с превышением скорости и разговором по мобильнику, грубое нарушение…
Мы прилетели в столицу Туркменистана увидеть тех, кто смог преодолеть трудные километры ралли-рейда «Шелковый путь». Участники гонки проехали Южный Урал и плато Устюрт. Под конец оставалось самое сложное – пустыня Каракумы. А у нее свой взгляд на водительские качества каждого пилота, и просто так она не покорилась никому.
Безусловные лидеры в классе «Автомобили» – гонщики команды «Фольксваген» в один голос утверждали, что последние четыре дня гонки оказались самыми тяжелыми. Еще бы, условия были очень похожи на прошедший «Дакар».
СОВСЕМ НЕ ПРОСТЫЕ ДОРОГИ
Когда мы приехали в бивуак, разбитый рядом с аэродромом города Туркменбаши, там царило спокойствие. Механики мирно спали кто где, дожидаясь экипажей с заключительного скоростного участка. Журналисты спасались от жары под навесами.
«Знаете, что Нассер разбил свой «Туарег?» – спрашивает один из организаторов марафона. – Теперь новый лидер гонки – Карлос Сайнс». Для нас это стало откровением: ситуация изменилась, пока мы преодолевали 600 километров от Ашхабада до бивуака. Где-то дорога была лучше немецкого автобана (ровная и прямая, как стрела, по семь полос в одну сторону), а где-то похожа на подмосковную бетонку перед ремонтом. К тому же в отсутствие указателей и информационных щитов трудно ориентироваться – приходилось постоянно быть начеку. Наши проблемы разделили и экипажи техничек. Но им было легче: помогала навигация, установленная в машинах. А больше всего досталось штурманам боевых экипажей. В Каракумах трудно найти ориентиры для привязки к местности, чтобы проложить маршрут, – вокруг ничего, кроме песка. Поэтому часто приходилось вести пилота только по приборам, а ведь высокий темп движения оставлял минимум времени на принятие решения.
СИЛА ХАРИЗМЫ
«А как случилась авария с Нассером?» – спрашиваю в шатре, где организована столовая. «Говорят, наехал на камень и несколько раз перевернулся», – отвечают мне с досадой.
Причину огорчений я понял позже. Катарский гонщик Нассер альАттиях оказался улыбчивым молодым человеком, совсем не страдающим звездной болезнью. За неделю кочевой жизни он перезнакомился почти со всеми пилотами, а с некоторыми успел подружиться. Он сумел расположить к себе практически весь бивуак и приобрел много болельщиков, поэтому-то его сход и вызвал такое разочарование.
«Нассер ехал впереди меня. Я увидел лишь, что его «Туарег» подпрыгнул и перевернулся. Но в спорте такое бывает. Здесь можно доверять только своим глазам и дорожной книге», – поведал Карлос Сайнс, видевший аварию.
Вечером у фольксвагеновских техничек было многолюдно: все пришли посмотреть на машину Нассера. «Перевертыша» выдавало лишь отсутствие задней кузовной панели, а внешне «Туарег» выглядел вполне целым. Механики среагировали очень профессионально: быстро выстроившись буквой «Г» возле заднего левого колеса (именно им машина зацепила камень), перекрыли доступ зевакам. Но все же было видно, что подвеске досталось сильно.
ПРОФЕССИОНАЛ
Это о том, кого пустыня признала своим, – о победителе ралли-рейда «Шелковый путь» Карлосе Сайнсе. Когда его «Туарег» въехал в сервисную зону, автомобиль мгновенно обступили журналисты. Еще бы, Матадор – персона номер один для прессы и признанный лидер команды.
Я поразился его профессионализму. Пилот только-только примчал с тяжелого спецучастка, где боролся за лидерство, а после такого напряжения облепившие машину люди с камерами не могут не раздражать. Но нет, Карлос открывает дверь, с минуту приходит в себя и, улыбаясь, вылезает из своего «Туарега». Он уже готов к другому, тоже нелегкому «спецучастку» – общению с дотошной прессой. Причем столько, сколько нужно.
Его соперничество с Нассером стало украшением гонки. Катарец всю дистанцию несся вперед, не желая уступать. Карлос был вынужден догонять. Постепенно испанец отыгрывал потерянное время, и на последнем этапе оба спортсмена оказались уже в равных условиях. Но, вероятно, Каракумы решили, что зрелость и опыт должны победить молодость и горячность.
На вечере, который «Фольксваген» устроил в честь победы, Сайнс держался все так же сосредоточенно. Лишь глаза выдавали усталость. Он подобрал слова благодарности для всех членов команды, а затем подсел к аль-Аттияху, и они долго что-то обсуждали.
Удивительно – хотя один победил, а другой проиграл, в разговоре двух гонщиков не было напряжения. Это особенность ралли-рейдов: пустыня не только проверяет на прочность, но и объединяет людей.
ГОНКА ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ
Ралли-рейд «Шелковый путь» в Туркменистане – событие государственной важности. Видеосюжеты с этапов постоянно показывали по местным телеканалам, всячески поддерживали гонщиков, персонал и журналистов. Вот один пример.
Чтобы застать награждение, мы помчались в Ашхабад сразу после старта заключительного этапа, открытого президентами (!) России, Казахстана и Туркменистана. Скорость была высокой, и, проезжая перекресток, я заметил инспектора ДПС, который, глядя в нашу сторону, что-то передавал по рации. На следующем посту нас уже ждали милиционеры... стоя по стойке «смирно» и взяв под козырек. И так на каждом посту. Но опаздывали не только мы – технички тоже «валили на все деньги», однако инспекторы и к ним были благосклонны.
Для местных жителей соревнование стало событием. Нам махали руками, всегда были доброжелательны. А однажды на обочине остановился «Лексус» и оттуда высыпала целая семья с просьбой сфотографироваться на фоне наших «туарегов», обклеенных логотипами ралли-марафона.
Итак, пустыня сказала свое заключительное слово. Команды получили бесценный опыт перед будущим «Дакаром», а КамАЗ и «Фольксваген» снова готовы принять вызов. Но это еще не все: родилась хорошо спланированная гонка.
Многим спортсменам пришлась по душе организация «Шелкового пути», и они хотели бы вернуться сюда, предоставив пустыне еще одну возможность выбрать сильнейших.