Космические поводыри: ГЛОНАСС VS GPS
Что такое ГЛОНАСС? Чем она лучше или хуже GPS?
ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – российская система спутниковой навигации. Фактически это группировка спутников специального назначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на местности. Затем они отображаются в виде метки на карте.
Проект запустили еще в СССР: первый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Изначально систему планировали использовать для оборонных нужд – рядовым гражданам точная навигация на местности была недоступна. Нарушившего запрет могли запросто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).
Известную и сравнительно давно используемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) создало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.
С точки зрения пользователя, ГЛОНАСС совершенно аналогична GPS, российская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим параметрам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сегодня сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планеты, а полноценно функционируют только 17; кроме того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.
Зачем России своя система?
Прежде всего, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заокеанские партнеры возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал исчезнет? Вся российская военная техника вмиг «ослепнет».
Нужна ли ГЛОНАСС кому-то еще?
Да, она может заинтересовать любую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна альтернатива GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поторопиться и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной альтернативой GPS, что даст возможность, помимо предоставления услуг навигации, экспортировать ее оборудование и технологии во многие страны.
ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих успешно функционирующих несырьевых отраслей экономики России. Отсюда и мотив к инвестированию правительством России огромных средств в развитие системы. Цель – закончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.
Ориентация для экономики?
И на гражданке зависеть от кого-то – себе в убыток. Допустим, у некой транспортной компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый ежедневно простаивает в многокилометровых пробках или делает крюки, тогда как возможны другие, оптимальные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных километров проходит каждая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина сжигает впустую? А если подсчитать убытки транспортных компаний огромной страны... Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транспорта – сократить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку товаров. А экстренные службы – милиция, пожарные, скорая помощь – станут прибывать на вызовы в разы быстрее, чем сейчас.
Может, козни американцев – всего лишь страшилки?
Предположения излишни – был прецедент. В 1999 году во время бомбардировок Югославии американцы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы... Но дело не только в «рубильнике». Одновременное использование обеих спутниковых систем в ряде ситуаций может оказаться спасительным для любого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье или в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к прибору не проходит. А «их» спутник чуть в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большинство приемников ГЛОНАСС изначально выполняют двухсистемными, то есть с поддержкой GPS – в этом случае и надежность, и точность определения координат несколько выше.
В реальной жизни рядового автомобилиста такая ситуация маловероятна, однако, если возникнет (скажем, потерялся в отдаленном ущелье), он локти будет кусать и корить себя за то, что не воспользовался случаем расширить возможности прибора. И сравните: что-то нехорошее со здоровьем также происходит очень редко, однако же мы его страхуем.
Анонимность обеспечивается?
Конечно, в рамках навигационной системы связь односторонняя: навигатор, как телевизор, просто принимает сигнал. О ваших передвижениях никто, кроме вас, знать не будет, если только вы не используете навигацию, встроенную, например, в сотовый телефон и вдобавок не «зарядили» его определенными программами-приложениями. Вот тогда можно отследить ваши перемещения.
Насколько это разорительно?
Спутниковый сигнал (как ГЛОНАСС, так и GPS) абсолютно бесплатен и доступен всем. Другое дело, какие-то платежи придется вносить за некоторые дополнительные сервисы, например сообщения о пробках, передачу данных в охранное агентство. Если эти сервисы требуют подключения к Интернету, за трафик, разумеется, будете платить.
А если устареет?
Устаревает не столько сам прибор, сколько заложенная в него картографическая и попутная информация. Ее обновление не требует замены самого навигатора, но каждый день появляются приборы с новыми сервисными функциями, более удобные и совершенные. То есть навигаторы, как и любая техника, подвержены моральному старению. Вы свободны в своем выборе – менять весь прибор или только обновлять карты.
Что дороже?
У нас в продаже, повторю, пока лишь один навигатор с поддержкой системы ГЛОНАСС – точнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает и с нашими, и с американскими спутниками. Стоит она около 16 тысяч рублей, тогда как средненький навигатор с GPS – около 5 тысяч. Работает прибор не вполне надежно да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По габаритам тоже проигрывает. Так что советуем подождать, пока отечественная или китайско-японская промышленность освоят производство продвинутого оборудования с поддержкой российской навигационной системы. Скорее всего, это случится не раньше 2011 года. Пока же практически все бытовое навигационное оборудование, доступное автомобилистам, работает исключительно с GPS.
Несколько компаний в России уже разрабатывают встроенные автомобильные навигаторы. Один из таких проектов – создание отечественной полноценной мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если результат будет успешным, сразу появятся сотни тысяч автомобилей с ГЛОНАСС (точнее, с двухсистемной навигацией), которые к тому же получат отечественную мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.
Средства слежения?
У спутниковой навигации постоянно появляются все новые области применения. Взять, например, так называемые трекеры. Это миниатюрное устройство можно положить в портфель сына-школьника, в сумку бабушки-старушки, привязать к ошейнику любимой собачки или засунуть в автомобильную аптечку. После этого на интернет-странице специального сервиса вы сможете в любой момент увидеть на карте, где находится трекер и, стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни сын, ни собака, ни машина. А можно задать зону, и при выходе трекера за ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение.
На всякий случай устройство снабжают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду – и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где именно случилось происшествие, – и вперед, на помощь! Разумеется, рядового потребителя вполне устроят и GPS-трекеры, а вот, например, отслеживание места нахождения заключенных с помощью новомодных трекеров-браслетов отдавать на откуп иностранной компании, согласитесь, не стоит.