Чему удивились в Токио. Угадай желание.
Итак, психологи определились с портретом покупателя, маркетологи – придумали, как его привести в автосалон, конструкторам остались… сущие пустяки. Каждое следующее поколение машин должно быть более автоматизированным и электрифицированным – и, конечно, обновлено внешне. Неплохо, чтобы в машине появилась какая-нибудь интересная функция. А лучше – пять новых функций или десять! Чтобы проследить, какими машины станут завтра, адреса точнее, чем выставочный центр в Токио, где уже полвека проводят международный автосалон, – не найти.
ТЫ МЕНЯ ПОНИМАЕШЬ?
Те, кто интересуется компьютерами, давно выучили слово «интерфейс». В последние годы подобные термины из мира электроники бесцеремонно вторгаются в мир автомобильный. Пока мы еще довольствуемся удобной комбинацией приборов, понятным управлением множеством функций. А объект, которым приходится управлять, становится все сложнее – пора говорить о «дружественном интерфейсе». Какой он и куда ведет?
Среди дорогих автомобилей скоро не найти будет версию без монитора и многофункционального джойстика, приема голосовой информации и считывания какого-нибудь кода – электронного ключа, отпечатков пальцев или радужной оболочки глаза. Уже сегодня машины учатся понимать язык жестов и ублажать водителя встроенным в его кресло климат-контролем, массажем, вентиляцией. Автомобили умеют загружать в себя пассажиров-инвалидов и самостоятельно трансформировать салон под любое количество седоков и груза. А еще способны прокладывать кратчайшие маршруты по городу с учетом объезда пробок и автоматически сообщать в службу спасения об аварии.
В «Nissan 350Z/">Nissan 350Znbsp;-Аменио» есть функции… «просмотр Земли» и «просмотр космоса». Полюбуйтесь, как ваш автомобиль в потоке других смотрится из космоса; а вот на мониторе – созвездия, в направлении которых движется машина! Согласитесь, такой штучкой грех не похвастать перед друзьями. И, вообще, пора привыкнуть: в каждом новом автомобиле непременно найдется система, которая будет доставлять водителю еще больше удобств и удовольствий. Но только при правильной настройке и регулировке. Учите языки!
НЕ ПО ПОНЯТИЯМ
Не важно, сколько лет вы за рулем и как давно читаете автомобильные журналы. Не сомневаюсь, о конструкции автомобиля у вас успело сложиться твердое представление: четыре колеса, от двух до пяти дверей, капот, внутри – приборы и несколько кресел. Выбросите все это из головы! Уже сегодня есть автомобили, у которых если не все, то многое по-другому. Взгляните на «Maserati 3200GT/"> Maserati 3200GT/">Maserati 3200GTnbsp;Бердкейдж 75» или «Daihatsu YRV/"> Daihatsu YRV/">Daihatsu YRVnbsp;Коста». У последней кресла и панель приборов есть, зато нет ни дверей, ни боковых стекол, ни крыши.
Какие еще у нас стереотипы? Скажем, такой: бензиновые двигатели – мощные, но прожорливые, дизели – тяговитые, но тяжелые, гибриды – сделаны ради совсем небольшой экономии топлива. Электромобили? Это такие маленькие машинки, вроде «Оки», которые медленно ползают по городским улицам, зато не портят воздух. Угадал? Все это – неправда!
Начнем с того, что бензиновые моторы с непосредственным впрыском и регулировкой газообмена приближаются по экономичности к дизелям недавнего прошлого. А нынешние легковые дизели благодаря новым материалам столь серьезно полегчали, что их вновь стали устанавливать… на небольшие самолеты (с появлением реактивной авиации дизели некогда опустились на землю). Гибридные силовые установки сегодня не только экономят топливо: автомобили с ними уже выступают на гонках в группе GT. А электрические машинки способны разгоняться до 270 км/ч. Нет, это – не опечатка!
Инженеры «Мазды» додумались сделать двигатель без стартера. Система Smart Idling Stop по зашитой в нее программе выбирает один из цилиндров и впрыскивает туда порцию топлива. Коленчатый вал проворачивается на небольшой угол в обратном направлении. Этого достаточно, чтобы сжать заряд еще в одном цилиндре и, уже впрыснув топливо туда, пустить мотор.
Дальше – больше… Все те же мотористы «Мазды» к выпестованному ими роторному двигателю добавили рециркуляцию отработавших газов (это еще цветочки!), электрическую часть, превращающую силовую установку в гибридную, и к тому же оснастили мотор непосредственным впрыском водорода! Получился роторный двухтопливный гибрид с рециркуляцией отработавших газов. Звучит!
Продолжили работы над системой управления фазами специалисты «Хонды». Теперь в гамме двигателей появятся моторы типа 3-stage i-VTEC+IMA. У таких двигателей будет три основные настройки механизма газораспределения, отличающихся высотой подъема клапана и временем его открытия.
Старую любовь не забывают инженеры «Субару» – четырехцилиндровый 2-литровый оппозитник. Но с двумя распредвалами в каждой головке, рабочим процессом по циклу Миллера (с внутренним охлаждением заряда) и… правильно, гибридный.
СЛАГАЕМЫЕ
Пока мотористы занимаются своим делом, не сидят сложа руки специалисты по подвескам, трансмиссии и прочим комплектующим. Словно сговорившись, устройства комплексного управления полным приводом со сложным алгоритмом распределения моментов предложили «Mitsubishi 3000 GT/"> Mitsubishi 3000 GT/">Mitsubishi 3000 GTnbsp; и «Honda NSX/"> Honda NSX/">Honda NSXnbsp;. Первая назвала систему S-AWC (Super All Wheel Control), включив в нее активный центральный дифференциал, управляющий скоростью включения гидравлического сцепления, а также «думающий» задний дифференциал – он меняет в поворотах соотношение моментов на левом и правом колесах. Аналог «Хонды» именуют SH-AWD (Super Handling All Wheel Drive). Здесь примерно те же функции выполняет один агрегат, расположенный на месте заднего дифференциала.
Удивили инженеры «Тойоты», создав автомобиль «Файн-Х», способный разворачиваться на месте поворотом всех управляемых колес. А компании «Suzuki XL7/"> Suzuki XL7/">Suzuki XL7nbsp; и «Honda NSX/">Honda NSX/">Honda NSXnbsp; сделали необычные предложения слабому полу. Первая показала машину, специально созданную для мам (Mom Personal Wagon). Вторая – для леди, обремененных другой заботой – о маленьких милых собачках (W.O.W). А что? Таких едва ли меньше, чем тех, кто любит очень быстро ездить или забираться в непролазную грязь!
Среди множества экспонатов Токийского салона можно найти и тонированные стекла с функцией солнечных батарей! Для гибридных машин это может стать весьма актуальным – дополнительный источник энергии. А вот и «домашняя энергетическая станция» (Home Energy Station), предназначенная для заправки топливных элементов прямо в гараже.
Полным ходом идет совершенствование радарных систем предупреждения об аварии, в том числе с использованием приборов ночного видения. Фары с отклоняемым на повороте потоком света учат смотреть в разные стороны на перекрестке.
Что вам еще нужно? Об этом уже думают конструкторы и дизайнеры. Конечно, с помощью маркетологов…