Замена нефти Ну, за экологию!
Сгорая в моторах, он образует углекислый газ – 180 г/км, но из этого количества затем опять поглощается растениями 40–135 г/км. Таким образом, суммарная эмиссия может быть снижена вчетверо. Известен опыт Бразилии, где каждая вторая продаваемая машина использует спиртосодержащее топливо из сахарного тростника. Но есть примеры и поближе...
В 1994 году Швеция приняла Программу развития биоэтанолового топлива. Тростник там не растет, зато много лесов, потому этанол делают из древесины. В принципе, моторы могут работать и на чистом спирте, но чтобы не вводить водителей в соблазн и для облегчения холодного пуска добавляют 15% бензина – получается топливо Е85. Себестоимость чуть выше обычного бензина, но благодаря государственной дотации его продают раза в полтора дешевле.
В 2001 году к программе присоединился «Форд», который первым вывел на европейский рынок автомобили на биоэтаноле. С тех пор в Швеции продано 15 тыс. спиртовых «фокусов» первого и второго поколения (в 2004-м – 80% всех проданных автомобилей этой модели!), а также «С-max». Заправлять их можно и обычным бензином, так что к биоэтанольным колонкам владелец не привязан. Впрочем, количество станций с топливом Е85 в Швеции стремительно растет: в прошлом году их была всего сотня, сейчас 220, а к 2009 году будет 2000 штук – ровно половина!
Есть и другие стимулы для перехода на альтернативное топливо. Во-первых, это никак не отражается на цене машины. Во-вторых, на 20% снижена стоимость страховки и еще на столько же – налог на корпоративный транспорт. В-третьих, в 12 крупных городах владельцы освобождены от платы за парковку – экономия в среднем около 6 тыс. крон или 770 долларов. При таком раскладе через пять лет 30% продаваемых в Швеции автомобилей будут работать на биоэтаноле.
К сожалению, одна страна не в силах заметно повлиять на атмосферу планеты, необходимы общие усилия. А ведь для богатой лесами России программа производства этанола из древесины – то, что доктор прописал. Не спиться бы только…