Ралли Barum: Национальная гордость
Ралли – очень интересный вид автоспорта... если смотреть его по телевизору: развалился в кресле, а тебе показывают самые интересные моменты борьбы. Планы изнутри поворота и снаружи, записи из салонов боевых машин, прыжки с трамплина, вертолетная съемка… В реальности все не столь комфортно: ночной спецучасток, проложенный прямо по улицам городка Злин, утром сменяется лесным допом. Рассветная свежесть перетекает в дневную жару, и вслед за гонщиками люди с фотокамерами перемещаются на очередной спецучасток – на этот раз в чисто швейковскую деревушку.
Само действо выглядит так: ты стоишь за линией ограждения, ловя на себе неодобрительные взгляды персонала трассы. Вот вдали слышится надсадный рев, очередной автомобиль стремительно оттормаживает перед ретардером – и, сопровождаемый очередью из спортивного глушителя, уносится прочь. Минута – и все повторяется. О ходе борьбы судишь по косвенным признакам: не увидел знакомую машину – значит, экипаж где-то «убрался» или сошел по техническим причинам. Результаты становятся известны постфактум, когда переезжаешь на очередной доп.
К его началу мы успели заранее, перед проходом «нулей» (они не участвуют в зачете и утюжат трассу перед «каналом» – боевыми экипажами). Звук первого из них сразу насторожил: это не вой высокооборотных атмосферников зачета IRC, не «строчка» выхлопа турбомоторов группы N, а… Точно! «Нулем» шла раритетная «Шкода-130 RS».
Ралли «Барум» отсчитывает историю с 1971 года, когда в окрестностях Злина собрались любители-энтузиасты. В следующем году на дорожки вышли уже участники чемпионата тогдашней ЧССР. В эти годы в стартовых списках значились преимущественно шкодовские модели – 100, 110 и 120. Схема проведения несколько отличалась от принятых ныне – в основном это были спринты и параллельные гонки, кстати, удобные для зрителей. Но даже тогда многое решала не только скорость на отдельных участках, но и надежность на всей дистанции. Горные серпантины на границе со Словакией, лесные допы, ночные спецучастки и асфальт вперемежку с гравием – таким было ралли «Барум». Уже в четвертом сезоне на старт вышли ставшие сейчас легендарными Вальтер Рёрль и Франц Виттман. Да и техника повзрослела: «Рено-Альпин», «ФИАТ-131 Абарт», «Порше-911 SC» и те же «шкоды-130 RS». Именно на такой норвежский гонщик Джон Хогланд одержал три победы – в 1976, 1979 и 1980-м.
Поскольку ралли «Барум» входило в календарь Кубка Дружбы соцстран, с европейскими пилотами боролись и наши на «москвичах» и «ладах». И, надо признать, вполне успешно!
А потом на трассу вышли автомобили групп А и В вроде мощной «Шкоды-130 L», «Рено-5 Турбо» или «Ауди-Кваттро». В начале 1990-х ралли «Барум» присвоили коэффициент 10, что сильно увеличило его привлекательность для европейских звезд. В ХХI веке чешский этап с коэффициентом 20 стал одним из самых значимых в Кубке Европы. Правда, продукты национального автопрома Чехии смотрелись уже не так выигрышно. К тридцатилетию «Барума» Роман Креста на «Шкоде-Октавия WRC» смог преподнести землякам сюрприз, выиграв это ралли, но «Фабия WRC» в мировом первенстве не блистала, и раллийную программу свернули до появления серии Intercontinental Rally Challenge. Официально заводская «Фабия» нынешнего поколения в спецификации IRC появилась на трассах в прошлом году и уступала «фиатам» и «пежо». Зато сейчас оказалась самой свежей моделью, которую излечили от неизбежных детских болячек, – и претендует на первые места.
…Следом за «нулями» промчался лидер гонки. Как и много лет назад, ее возглавил чешский пилот на чешской машине – Ян Копецки за рулем «Фабии»; он и стал победителем ралли «Барум». А вот единственный наш соотечественник Евгений Новиков сошел с трассы по техническим причинам. Впрочем, и он пилотировал не российский, а чешский автомобиль – в отличие от тех времен, когда Кубок Дружбы выигрывала сборная СССР.