Против логики
«Феррари» выглядела неуязвимой (15 побед в 18 предыдущих гонках!), а «Рено» вовсе не казалась командой, готовой всех разгромить. Скорее, наоборот: к соперникам ушли из нее выдающийся конструктор Майк Гаскойн и сильный пилот, признанный эксперт по квалификациям Ярно Трулли…
Но сезон вообще получился какой-то нескладный, полный нестыковок и нарушений закономерностей. Самые большие бюджеты («Тойота», «Феррари») не воплотились в адекватные результаты. Самая быстрая машина – «Мак-Ларен» – выиграла больше половины гонок, но не взяла ни одного титула. Самый ценный с коммерческой точки зрения Гран-при США стал оскорбительным для чувств болельщиков.
Еще одна из загадок сезона – и ответ на нее вряд ли найдут – провал одного из поставщиков шин, «Бриджстоуна». Вспомним 2004 год: тогда французские «Мишлен» худо-бедно преуспевали лишь в жаркую погоду. Ныне они превосходили японскую продукцию везде и всюду, в любых условиях! «Бриджстоун» уверял, что трудится не покладая рук и вот-вот устранит отставание, но не приблизился к «Мишлену» ни на шаг. Как, по логике, должны вести себя команды, выбирая шины на следующий чемпионат? Правильно – постараться заключить контракты с победителем. Как они поступили на самом деле? Часть клиентов «Мишлена» переметнулась к «Бриджстоуну»! Словно есть какое-то тайное расписание, чья очередь побеждать…
Волей-неволей призадумаешься: кризис у «Феррари» был случайный или «плановый»? Зрительский интерес к формуле 1 неуклонно снижался начиная с 2000 года и достиг минимума в сезоне-2004 – падали телевизионные рейтинги, пустели трибуны. Главные игроки, от которых прямо зависит благополучие чемпионата мира, потребовали тогда повысить их долю прибыли и угрожали альтернативным чемпионатом. Казалось, формула 1, раздираемая внутренними противоречиями, движется к краху. Как вдруг потянулись в нее крупные финансовые силы: «Ред Булл» вдобавок к «Ягуару» приобрел «Минарди» (факт небывалый – две команды в руках одного владельца!), БМВ обрела собственную команду на базе «Заубера», «Мидланд» купил «Джордан», «Хонда» заполучила контрольный пакет акций BAR! Таких всплесков деловой активности в формуле 1 не было за всю ее историю. И все меньше остается сомнений, что какие-то команды не подпишут новый «Договор согласия» – главный нормативный документ чемпионата мира, определяющий его спортивную и коммерческую политику.
Как сложится сезон-2006? Скорее всего, еще более нелогично. Думается, командовать парадом будут новые моторы: переход с конфигурации V10 на V8 ожидается нелегкий. Пожалуй, только у «Косворта» (он будет работать, в частности, с «Вильямсом») есть навыки постройки таких двигателей – правда, большего рабочего объема. Все же остальные начали с нуля, и неизвестно, что у них получится. Следом за двигателями придется переделать трансмиссию, подвеску и аэродинамику – революция вместо привычной эволюции!
Такой подход к постройке машин всегда чреват ошибками, которые можно исправить только в следующей модификации. Так что расстановка сил не прояснится, наверное, даже на зимних тестах. Но вполне определенно можно предположить, что «Бриджстоун» не останется заведомо проигрышным вариантом, а шансов отстоять титулы у «Рено» и Фернандо Алонсо будет совсем немного.
В календаре-2006 прежние 19 Гран-при. А вот претендентов на победу, пожалуй, прибавилось: в круг фаворитов обоснованно попадают семь команд из десяти.