Дороги Москвы, когда ждать улучшений?
«В этом году сданы в эксплуатацию важные дорожные объекты – тоннель на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, первая часть Волоколамского тоннеля в районе станции метро «Сокол». Завершен второй этап реконструкции Крестовского путепровода, открыто восьмиполосное движение на данном участке». Кроме того, руководитель стройкомплекса отметил, что продолжается реконструкция Ленинградки и Звенигородки, ведется строительство Четвертого транспортного кольца. Выглядит все так, будто и проблем в городе нет. Ну или не будет в самое ближайшее время… Корреспонденту ГЗР удалось встретиться с руководителем Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александром Левченко. Разговор с практиком пролил свет на многие вопросы автолюбителей.
– Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, о строительстве Четвертого транспортного кольца. В какой стадии проект, что планируется строить, какие трудности предвидятся?
– Основные работы сегодня ведутся на участке между шоссе Энтузиастов и Измайловским. Там мы построили огромный гараж, в который переселят машины всех окрестных автовладельцев, а это позволит освободить место под дальнейшее строительство. В конце 2009 года мы откроем движение по улицам, прилегающим к ЧТК между этими трассами. Это разгрузит часть ТТК и Садового кольца. К сожалению, на все денег не хватает. Сейчас помимо строительства непосредственно проезжей части мы в основном сосредоточились на выносе инженерных коммуникаций. Перенос же разного рода предприятий из зоны строительства пока пришлось отложить на будущее. Для нас главное, чтобы двигалось само строительство дороги. От Щелковского шоссе ЧТК пройдет мимо стадиона «Локомотив» и метро «Владыкино», затем выйдет к улице Народного Ополчения, пересечет Мневники, уйдет в тоннель под Филевским парком и присоединится к уже существующему участку – Минской улице, Ломоносовскому и Нахимовскому проспектам. Добравшись до музея-заповедника «Коломенское», трасса снова спустится под землю в тоннель, а на поверхности пройдет через Печатники к Измайлово. Ведется работа и над проектом Южной рокады (напомним, это бессветофорная магистраль, которую собираются проложить через весь город от западных до восточных границ). Тоннель там будет прокопан щитом, с помощью которого делали подземную часть Звенигородского шоссе. А севернее Южной рокады пройдет само ЧТК. Чтобы не сужать его в тоннеле под парком Коломенское, было принято решение заказать самый большой в мире тоннелепроходческий щит Herrenknecht AG. Он будет 19 метров в диаметре. Это позволит сделать по четыре полосы движения в каждую сторону. Если бы мы использовали старый щит, которым копали тоннель в Серебряном бору, то ЧТК под землей имело бы не больше трех полос. Это стало бы бутылочным горлышком новой дороги и заведомым местом пробок. К сожалению, сооружение самого щита было приостановлено в связи с проблемами финансирования… Но если все сложится, общая протяженность 8-полосной четвертой кольцевой дороги составит 75 километров.
– Что скажете о проекте века – «Большой Ленинградке»?
– Этот проект по-настоящему большой. У нас еще не было случаев, чтобы брали какую-то улицу и начинали ее полностью реконструировать. Уже сейчас сделано немало. В районе Ходынки построен тоннель, имеющий даже три отдельных скоростных полосы в обе стороны. Сделана эстакада на Беговой улице. Пересечение Головинского шоссе и Ленинградки избавлено от светофоров. К концу года планируем закончить проект строительства тоннеля от Балтийской улицы в сторону Большой Академической. Готовится возведение бессветофорной развязки около Белорусского вокзала. Город заключил договор с частной фирмой на строительство этого узла. За счет бюджета Москвы должны будут перенести инженерные коммуникации, а инвестор обязуется за свой счет построить эстакаду. В качестве компенсации он получит право на эксплуатацию подземной части, где будет организована торгово-рекреационная зона. Также в рамках «Большой Ленинградки» предстоит решить пространство Пушкинской площади. В этом году будут готовы рабочие проекты. Мы планируем уйти от светофоров, построить паркинги и при этом ни в коем случае не нарушить целостности исторического места. От идеи сделать под площадью торговый центр отказались – магазинов в окрестностях пруд пруди, а вот стоянок мало. Поэтому под Пушкинской будет организована стоянка почти на 900 машиномест. Кроме парковки планируется сделать в этом месте различные досуговые объекты, например картинную галерею и даже каток.
– Это день, будем считать, завтрашний. А что по Генплану Москвы предстоит сделать вашему ведомству до 2025 года?
– Про 2025-й точно ничего не скажу. Мы и так из-за кризиса вынуждены от трехлетнего планирования вернуться к одногодичному. Для далекого будущего у нас только общие планы. В частности, нам надо будет делать два дублера Кутузовского проспекта, заканчивать ЧТК, завершать проект «Большая Ленинградка». Кроме того, есть план организации бессветофорного движения на Ленинском проспекте. Одна из главных строительных концепций на будущее – убрать светофоры со всех главных магистралей столицы. В этом году будет закончен проект для Рязанского шоссе. Дальше на очереди Варшавка. Причем, строя подобные планы, решать их думаем путем рытья тоннелей. Мы по возможности стараемся избегать эстакад, так как они не только портят вид, но и создают ощутимое загрязнение.
– Александр Николаевич, насколько я знаю, в компетенции вашего департамента и программа «Народный гараж». Что-то сдвинулось с мертвой точки? Ведь до сего дня все идеи этой концепции оказывались неудачными.
– Действительно, долгое время у префектур был довольно формальный подход к решению этого вопроса. Парковки перед магазинами и разлинованный асфальт у обочин выдавались за создание новых парковочных мест. Это, конечно, не то, чего мы от них хотели. Сейчас разработана новая концепция. Создана специальная Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения. Она будет заниматься всеми вопросами строительства и оформления документов. На нее ляжет и проектирование, авторский и строительный надзор, контроль строительства и сбор средств населения. Во избежание повторения ситуации с обманутыми дольщиками правительство Москвы позаботилось о защитных мерах: уже сейчас при заключении предварительных договоров долевого участия будущие владельцы машиномест открывают именные аккредитивы только в уполномоченных правительством Москвы банках, а дирекция – полностью государственное учреждение, также гарантирующее целостность всех вкладов. Еще одно преимущество нашей программы заключается в том, что парковочное место после окончания строительства переходит в собственность дольщика, а не в аренду. Стоимость одного места обойдется будущему владельцу в 350 тысяч рублей. Причем, если не все машиноместа будут выкуплены дольщиками, правительство Москвы приобретет оставшиеся машиноместа с тем, чтобы либо продавать по 350 тысяч москвичам по востребованности, либо сдавать в аренду по муниципальным расценкам. Естественно, оплаченные бюджетом места перейдут в собственность города. Разрабатываются разные варианты оплаты. Кроме разового взноса всей требуемой суммы не исключается возможность гаражной ипотеки, механизм которой пока дорабатывается. В качестве обеспечительной меры москвичи могут внести 30% от 350 тысяч с тем, чтобы оставшуюся сумму доплатить при оформлении договора. Будущие «народные гаражи» планируется строить из легковозводимых конструкций на так называемых необремененных территориях. Это означает, что под парковками нет разного рода инженерных коммуникаций, которые нужно было бы переносить, а значит строительство будет заметно дешевле.
На проект «Народный гараж» из бюджета города мы не получили ни рубля. Правда, участки под строительство досталась практически бесплатно. А учитывая стоимость земли в Москве, это тоже ощутимый вклад. У предыдущих версий проекта был один существенный недостаток. Земля под строительство арендовалась у префектур сроком от одного года до пяти лет. Понятно, что никто не соглашался вкладывать деньги в строительство, если существовала вероятность того, что аренду не продлят. Теперь участки, отведенные под «народный гараж», закрепляются за ним навсегда и ни о какой аренде уже речь не идет. Сейчас ведутся работы на 110 площадках, а всего в конце года мы планируем сдать 198 таких объектов. Для разных районов и условий строительства разработано 18 проектов гаражей. Типовой паркинг будет включать в себя не только стояночные места, но и автомойку, а также разнообразные ящики и коробки, в которых можно будет хранить резину и инструменты.
– В чем вы, как водитель, видите основные транспортные проблемы города и что бы вы исправили?
– С одной стороны, в Москве, на мой взгляд, весьма опрометчиво не пользуются преимуществами разнообразных дорожных изобретений. Взять хотя бы реверсивное движение. Оно позволило бы более полно использовать проезжую часть. Одного экспериментального участка с реверсивным движением на Волгоградском проспекте явно недостаточно. Периодически всплывают предложения сделать въезд в центр платным. Мне кажется, это не лучший выход. В Лондоне пробовали так сделать, но эффект был заметен всего пару лет, а дальше снова стало плохо. Кроме того, необходимо вводить автоматическую систему контроля светофоров, реагирующую на скопления автомобилей на перекрестках. По опыту других стран скажу, что подобная вещь позволяет резко повысить пропускную способность дорог. Такая система постепенно вводится в Москве, но ощутимых результатов пока нет – сделано явно недостаточно. И конечно, строительство парковок. Городу крайне необходимы стояночные места, особенно в центре, чтобы избавиться от припаркованных в два ряда автомобилей, мешающих движению. Ну а другая половина проблем – это водительское бескультурие. Часто мы сами себе возводим препятствия. Нарушение рядности, аварии и неправильная парковка создают проблем не меньше, чем узкие дороги.
Народные планы
Очередные новости с ударных строек «народного гаража» – если в 2009-м планируется построить 70 тысяч народных машиномест (из запланированных вообще 140 тысяч), то в будущем году количество решено увеличить до 150 тысяч. На сегодняшний день уже более 50 тысяч москвичей подписали предварительные соглашения на покупку мест по программе «Народный гараж» и около 3 тысяч вложили свои средства в строительство этих объектов. И это явно не предел. Также в будущем году на «народные гаражи» будет введена социальная ипотека, возможность которой сейчас рассматривается правительством города. Кроме того, программа призвана обеспечить рабочие места, что в условиях кризиса далеко не последний вопрос.
ОСАГО здесь не продавать!
ФАС продолжает отстаивать права страховых компаний и принципы честной конкуренции. Новым шагом службы стало признание незаконными продажи полисов ОСАГО на территории подразделений ГИБДД и других органов власти. ФАС считает, что такое расположение точек продаж ставит компанию в более выгодное положение относительно конкурентов, а в условиях рынка все должны быть равны. Поводом для такого решения стало дело в отношении двух компаний, правда, не имеющих отношения к Москве, по обвинению в нарушении Закона о конкуренции. Дело будет рассматриваться в суде в ноябре.