Не достучались
Добились обратного. «Сексот» (что вообще-то расшифровывается как «секретный сотрудник») стало одним из самых обидных ругательств. Но без последствий другого рода тоже не обошлось: человек, который пытается обратить внимание властей на нарушение правопорядка, в глазах многих не достоин ни уважения, ни поддержки. В развитых же странах Запада подобное поведение не что иное, как гражданская обязанность каждого.
В Германии нет ничего унизительного в том, чтобы, скажем, позвонить в полицию и сообщить, что водитель зеленого БМВ номер такой-то незаконно занимает место на парковке для инвалидов. Машину нарушителя тут же утащит эвакуатор, а герру Мюллеру от соседей – почет и уважение. Не случайно в Европе на улицах не так уж много полицейских автомобилей, но стоит проехать «не туда» или «не так», тут же полицейский патруль! И не обязательно с карательными функциями: может, вы заблудились или вам плохо, да мало ли что?
В повседневной жизни не то что патрульную машину – живого полицейского можно увидеть разве что в аэропорту, при въезде в страну. Так откуда же они появляются вдруг, если нарушение правил случилось, допустим, в семь утра? Понятно – законопослушные граждане доложили… И это совершенно нормально для немцев, французов, американцев и прочих шведов.
Теперь вернемся в нашу реальность. Признаемся: каждый из нас, видя очередного наглеца, мчащегося по встречной или на «красный», мечтает, чтобы внезапно возник принципиальный инспектор и наказал нарушителя по полной программе. Увы, как правило, принципиальный гаишник в это время находится где-то далеко. А если попытаться помочь нашей ГИБДД ловить этих самых опасных нарушителей ПДД? Такой благородной целью мы и задались, отправляясь в очередной рейд. Дабы придать ему большую значимость, в состав журналистской «бригады быстрого реагирования» вошли фотограф и юрист.
ДОЖДИТЕСЬ ОТВЕТА ОПЕРАТОРА…
Ранним осенним утром мы начали выяснять, как будут реагировать стражи правопорядка на наши «подсказки». За плохим примером дело не стало. Не успели отъехать от редакции, как недалеко от знаменитого Уголка Дурова нас обогнал по «встречке» (естественно, через две сплошные) черный «Ниссан Максима». Куда жаловаться? Набираю с мобильного телефона общий номер милиции «02». Это в кино в трубке тут же откликается заинтересованный голос, в жизни все иначе – примерно только через семь гудков трубка оживает и механическим голосом сообщает: «ждите ответа…» Ничего, подождем. Наконец оператор отвечает. Ну что, эксперимент начался.
– Девушка, только что меня по встречной полосе обогнал автомобиль «Ниссан Максима», черного цвета. Я его при этом даже сфотографировал! Меня зовут Максим Приходько, и я могу выступить свидетелем. С кем мне связаться?
На том конце провода – легкое замешательство:
– Я не поняла, что у вас случилось?
– Девушка, водитель автомобиля «Ниссан» грубо нарушил правила дорожного движения, создал аварийную ситуацию на дороге…
– Правила дорожного движения? Ясно, тогда это не к нам, – облегченно отвечает оператор. – Я попробую переключить вас на ГАИ Центрального округа, это по их части.
Опять считаю гудки в телефонной трубке, щелчок – и снова на линии «моя» дежурная; видимо, не удалось выйти на ГИБДД:
– Давайте, молодой человек, я запишу номер и марку машины, где произошло нарушение, а информацию передам в ГАИ. Вы не волнуйтесь, примем меры!
Мы же решили продолжить свой эксперимент и отправились на «фотоохоту» в настоящий «заповедник нарушителей» – на Новый Арбат и Кутузовский проспект. По этим магистралям нескончаемым потоком едут министры, депутаты, бизнесмены, сотрудники администрации Президента и он сам лично. Дорогой пользуются представители власти, так что внимание к ней особое. Инспекторов порядком и вообще – контроль! Однако контроль выборочный: по разделительной полосе то и дело проносятся черные лимузины с «триколором», мигалками и джипами охраны. На них «стучать» бесполезно, они, как известно, у нас вне закона. Но, следуя примеру «неприкасаемых», по Кутузовскому так и норовят «прохватить» с ветерком обычные граждане. Некоторые при этом ждут «спонсора», чтобы пристроиться сзади. Идеально для таких дел подходят кареты «скорой помощи» и… милицейские патрульные машины. Другие лихачат «в наглую».
Мы едем по правилам и пытаемся для начала просто подсчитать число нарушителей. Быстро сбиваемся со счета. За какие-то три минуты в середине дня (не утром, в часы пик, когда Кутузовский «стоит», а днем, когда движение нормальное!) по разделительной полосе (что является безусловным нарушением!) на скорости свыше 100 км/ч промчались: «Ауди А8», «Мерседес» S-класса (2 штуки), «Форд Фокус», «Тойота-Ленд Крузер», «Форд-Рейнджер» (пикап), GAZ 31105/">GAZ 31105, «Вольво-ХС90», «Хёндэ Гетц» и обычная «девятка» с подмосковными номерами. Это – показательный срез, так сказать, «средневзвешенный курс». У «мерседесов», «Тойоты» и «Ауди» номера были с «триколором», у «Форда» – синий, милицейский. Что ж, у всех их водителей «жизнь удалась». А остальные, выходит, обыкновенные нарушители. Попробуем на них «настучать» по телефону.
Попытка номер два (после традиционных десяти (!) долгих гудков):
– Оператор Игорькова, слушаю, что у вас случилось?
– Девушка, здравствуйте! Только что на улице Новый Арбат на моих глазах грубо нарушил правила дорожного движения целый ряд автомобилей. Их номера и фотографии у меня есть. Я готов предоставить их и выступить свидетелем. Давайте бороться с безобразием на дорогах!..
Опять легкое замешательство на том конце провода:
– Значит, у вас записаны номера и марки этих автомобилей?
– Да, есть! – и я начинаю перечислять, что «в 13 часов 50 минут автомобиль «Вольво-ХС90»…» и так далее. После «Ауди» оператор останавливает мой поток красноречия:
– Секундочку, я вас сейчас переключу на нашу справочную, наверное, там вам помогут, подскажут, куда обратиться, – и отключается.
Новая серия длинных гудков, на проводе уже другая барышня:
– Справочная, Зинченко.
– Девушка, здравствуйте, моя фамилия Приходько, у меня есть доказательство того, что целый ряд автомобилей только что грубо нарушил... – и так далее, текст уже отработан. Только нужна ли эта ценная информация оператору Зинченко? Она мой монолог прерывает:
– Я могу вам дать телефон ГАИ, звоните туда.
Увы! Видимо, тот телефон, что мне дала оператор справочной, оказался очень популярным: мы с фотографом и юристом азартно в течение почти часа нажимали кнопки наших мобильных, но в ответ слышали одно и то же – короткие гудки… За это время правила дорожного движения на Кутузовском нарушили, наверное, не менее сотни автомобилей с «привилегированными» и самыми обычными номерами. До этого, как оказалось, дело было только у нас троих, по условиям рейда совершенно рядовых граждан, которых возмутило чье-то хамство на дороге. И которые хотели нарушителей за это наказать! Не боялись ведь, звонили с собственных мобильных телефонов (их номера и владельцы легко определяются), более того – представлялись собственными именами-фамилиями! И что же? А ничего…
Конечно, может быть, у ГИБДД есть какие-то специальные номера, по которым достаточно лишь только позвонить – и сразу на перехват злостных нарушителей рванет несколько патрульных машин. Только вот номера эти настолько засекреченные, что их не знают даже операторы диспетчерской «02». А где про них могут выяснить обычные граждане, у которых просто накипело?..
НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!
Вот так мы и съездили на «фотоохоту», собрали небольшую коллекцию «портретов нарушителей в столичном интерьере», малую часть из которой публикуем в этом номере. Только вот главной цели – наказать этих автохулиганов – мы не добились. Конечно, к каждому из них милиционера не поставишь, как любят часто повторять разные наши силовые начальники. И не надо, у нас и так служба ГИБДД одна из самых больших в мире! По количеству сотрудников, разумеется… Наверное, «стучать» на ближнего своего, водителя, не слишком красиво, в законе об этом ничего не сказано, да и общественное мнение порицает доносительство. Все так, но как поступить, когда на другой чаше весов ежегодно 35 тысяч убитых на дорогах и более 200 тысяч покалеченных? Молчать и ждать, когда вдруг, как будто из-под земли, появится принципиальный гаишник и жестко накажет всех нарушителей?.. Сегодня, скорее, это – сказочный персонаж.
«Твой звонок свяжет руки террористам», – обещают нам сегодня плакаты, расставленные по всей столице. Никому не советую шутить с этим номером! А вот только как связать руки тем, кто на большой скорости выскочил на встречную полосу? Ведь это тоже в своем роде террорист! Сколько ДТП со смертельным исходом произошло за год по вине таких? С этим тоже надо что-то делать. Большинство водителей, думаю, в принципе, готовы с ними бороться, и в этой борьбе, может, даже наплевать на условности, на то, что в нашем обществе доносить не принято. Доносить – не о том, что сосед изменяет жене, а о том, что некто создал аварийную ситуацию, в которой могли бы пострадать люди.
Только вот кому такая информация нужна?
P.S. В качестве пробного доноса просим рассматривать опубликованные в этом журнале фотографии. Мы готовы печатать такие и дальше, готовы свидетельствовать против нарушителей в любой инстанции. Так что ждем ответа.