Ледниковый период
«…Под утро снег потемнел, набух. Я завел служебную «девятку» и отправился на дежурство, но вскоре мотор встал. Я осмотрел провода, свечи, трамблер… и «на удачу» включил стартер. Мотор легко завелся, и я поехал. Только рано радовался. Километра через три-четыре все повторилось. Теперь я проверил бензонасос. Неисправностей не обнаружил. Но вот включил стартер – и мотор отлично завелся. Думаете, ненадолго? Правильно. Он снова встал. И только теперь, когда возникла перспектива чистить под дождем карбюратор, я заметил, что с воздухоприемника соскочил гофрированный патрубок. Непорядок! Поставил его на место – машина просто птицей полетела. Вот только двигатель вскоре опять встал. Открываю капот, а патрубок снова соскочил. «Так вот, значит, где собака зарыта!» – подумал я, наконец-то примотав патрубок намертво. Действительно, больше мотор не глох.
С того дня запомнил: в карбюратор должен поступать достаточно теплый воздух.
Победитель нашего конкурса тоже поведал занятную историю о «заколдованной низине», в которой пролегало некое шоссе. При холодных туманах там обычно и глохли моторы у водителей, забывших про подачу теплого воздуха. В числе пострадавших и наш призер.
Но как же некоторые ездили в сильный мороз без патрубка – и вроде горя не знали? Дело в том, что в этом случае влажность обычно невелика: вспомните ясное небо при антициклонах, сухой воздух, морозец! А ключик к нашей задаче – туман. Иначе говоря, относительная влажность воздуха на уровне 100%.
Туман, роса – признак того, что воздух с относительной влажностью 100% охладился, излишки влаги конденсируются. Вот это и происходит в карбюраторе: скорость потока в некоторых зонах, например, в малых диффузорах и в щелях между кромками дроссельной заслонки и стенками, – огромная, из-за чего резко снижено статическое давление воздуха и его температура. Если температура воздуха под капотом близка к нулю, то кромки дроссельной заслонки и малые диффузоры, слабо связанные с корпусом (теплообмена почти нет!), выхолаживаются до отрицательных значений – в этом помогает им (особенно дроссельной заслонке) еще и испарение бензина. Пока воздух холодный, но сухой – полбеды. А вот если относительная влажность близка к 100%, вполне возможно, что на промороженных деталях начнет нарастать лед. При этом какую-то роль играет и влага, с картерными газами через систему вентиляции поступающая в карбюратор. Несмотря на близость к теплому корпусу, ледяные пробки разрастаются, карбюратор перестает работать, мотор глохнет. Но после его остановки, когда уже нет воздушного потока, пробки быстро тают: через несколько минут можно заводить!
В принципе, если бы корпус карбюратора не был нагрет двигателем, обмерзать могли и некоторые другие элементы, например, в системе холостого хода. Ведь скорость потока вблизи «сопла», регулируемого иглой «Озона», очень большая – почти скорость звука.
Конечно, если в карбюратор снова подавать влажный и холодный воздух, картина будет повторяться. Сказанное прежде всего важно для владельцев старых моделей автомобилей, на которых заботиться о температуре воздуха обязан сам хозяин. На некоторых более поздних версиях начали устанавливать автоматические терморегуляторы, поддерживающие температуру 30–40°С. Тут важно, чтобы они исправно выполняли свои функции. Если, как в примере с лейтенантом, соскочит патрубок подачи теплого воздуха, что толку в «автомате»? Между прочим, отмечались случаи, когда при высокой влажности воздуха, имеющего небольшую положительную температуру (градусов примерно до пяти), карбюраторы тоже замерзали.
Большинство полученных нами ответов (и очень лаконичных, и развернутых) считаем достойными положительных оценок. Ну разве что за исключением нескольких курьезных предположений, которые на сей раз опустим, как явно несерьезные. Ну не может, извините, увлажнившийся воздухофильтр… перекрыть подачу воздуха так, что перед карбюратором появляется «вакуум»!
Тем не менее мы благодарны всем, кто нам написал, а Роберта Клепикова поздравляем с победой в этом туре конкурса.
Победитель 33-го тура конкурса знатоков автомобиля – Роберт КЛЕПИКОВ из Москвы получит премию 6000 рублей.
ЗАДАЧА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ
«МОРЖИ»
Вот что учудил наш лихач Афанасий. Когда в декабре лежал на озере крепкий лед, почти без снега, Афоня посадил в свой УАЗ соседку и повез развлекать. Съехали на лед… Занос влево, вальсирование вправо – покуражился лихач всласть, наслушался восторженного визга! И был бы в глазах барышни героем, кабы не проклятая забывчивость: в одном месте была длинная полынья, затормозить до которой не удалось, как и свернуть в сторону. Искупались. К счастью, было неглубоко…
Вот вы и скажите, что лучше в подобных ситуациях – тормозить или отворачивать? Предполагаем, что дистанция до препятствия уже близка к аварийной, но шофер опытный – умеет правильно тормозить, рулить и т. д.
Интересный вопрос?!
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 января 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите паспортные данные, дату и место рождения, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.