Виртуальные автоконфигураторы: Поиграем в конструктор?
Ценники в модельном ряду неспроста начинаются словом «от» – хорошо упакованный экземпляр порой чуть ли не вдвое дороже базового! Ничего удивительного – под одним и тем же шильдиком можно обнаружить автомобили с несколькими типами кузовов, различными двигателями и трансмиссиями. А уж перечень предлагаемых систем безопасности, элементов комфорта, престижа и роскоши редко умещается на одном листе! Найти компромисс между желанием и возможностями нелегко, особенно в присутствии продавца, щедрого на советы и посулы.
Иное дело конфигуратор! Устроившись за компьютером, можно не спеша перебрать все возможные варианты и отправляться за покупкой, лишь отыскав подходящий. Вот только сайт сайту рознь – на некоторых без подсказки не сориентируешься! А ведь ничего хитрого тут не требуется. Главное, по нашему мнению, – наглядность, ради которой информацию желательно представить в виде таблицы. По горизонтали разместить, например, основные комплектации, а по вертикали – перечень оснащения. В точках пересечения проставить стоимость опции, ее доступность для выбранной комплектации – и дело в шляпе! Полезно предварить таблицу описанием с обязательной расшифровкой аббревиатур и краткими техническими характеристиками версий, а также показать цветовую гамму. Помимо классического «итого», надо свести содержимое всех рассмотренных вариантов – для сравнения. Но это лишь пожелания. А как виртуальные помощники выглядят на самом деле?
Классических конфигураторов в сети не так уж много, а те, что есть, принадлежат главным образом европейским производителям – азиатские обычно предлагают фиксированные комплектации по твердой цене.
Самым простым и удобным из рассмотренных показался ресурс «Ситроена», почти повторяющий предложенный выше вариант. Страница полностью соответствует назначению – здесь нет ни вездесущей рекламы (как же надо любить клиента, чтобы устоять перед таким соблазном!), ни лишней информации. Можно работать сразу с двумя комплектациями, параллельно сравнивая их по оснащению и цене.
Иначе сконструирован конфигуратор «Рено» – процесс выбора здесь разбит на шаги. Сначала вы определяетесь с типом кузова, затем с двигателем, трансмиссией и так далее. Переход – нажатием кнопки, что напоминает перелистывание страниц. Все бы ничего, но, дойдя до последней (на ней приведен список дополнительного оборудования), неожиданно узнаете, что предел ваших мечтаний, например ксеноновый свет, не полагается только что избранной комплектации! А пойти в обратном направлении, от фар, нельзя – придется начинать путь по конфигуратору сначала. Предпоследняя«остановка» – расчет взноса по программе «Рено-Кредит» – очень смахивает на навязчивую рекламу. Перешагнуть ее за один присест не получится – хочешь не хочешь, а прочтешь. Остальное устроено толково, ведь сравнить сразу три варианта, да еще сведя их в таблицу, можно далеко не на каждом сайте.
Пошагово предлагают «строить» автомобиль и потенциальным покупателям «Форда». Недостатки у сайта, в общем, те же, а вот плюсы свои. Так, все цены тут можно выразить не только в рублях, но и в долларах – резервной валюте семейного бюджета многих россиян. Хорошо также то, что итоговая сумма учитывает действующую скидку – сотню-другую сразу удастся отложить на обмыв. К сожалению, авторы конфигуратора не предусмотрели сравнения вариантов – окончательный выбор придется осуществлять по бумажке.
Конфигуратор «Пежо» составляет неотъемлемую часть сайта, что делает его (учитывая также массу рекламы) довольно громоздким – от обилия мелкого текста рябит в глазах. Да и последовательность действий не очень логична: часть информации надо черпать в основной массе ресурса, часть – собственно в конфигураторе. Алгоритм опять-таки постраничный. Сравнивать между собой можно почему-то только базовые версии, варьируя тип кузова, двигатели и коробки передач. Выбранную спецификацию могут сохранить лишь те, кто готов зарегистрироваться на сайте.
Популярный в России «Фольксваген» полноценным конфигуратором так и не обзавелся. В помощь будущему владельцу дано только полное описание модели в каждой комплектации с указанием стоимости в зависимости от используемого двигателя и коробки передач. Есть и перечень дополнительных опций, только плюсовать цены придется в уме или на собственном калькуляторе. Похоже, здесь предпочитают торговать по старинке – сесть рядком да поговорить ладком. Ведь кто лучше менеджера знает, что покупателю надо?..
В заключение две новости, и обе плохие. Во-первых, многие конфигураторы стали хуже: переход на пошаговый алгоритм и отказ от функции сравнения осложнил жизнь пользователям. Во-вторых, варианты комплектаций, составленные по конфигураторам, перестали быть руководством к действию для продавцов. По идее, эти электронные «конструкторы» должны вести покупателя до логического конца: «собрал» он машину – нажал на кнопку команды продавцу: «Сделать заказ», а в ответ – сообщение, когда явиться в салон для оплаты... Нет же, все с точностью до наоборот: на сайтах появились сноски типа: «Компания не дает гарантии на заказ выбранного вами автомобиля, предоставленная информация носит лишь ознакомительный характер».
Кризис крепко ударил по автосалонам: у большинства обвалились продажи, иные вовсе разорились. Тут бы по максимуму задействовать все инструменты для привлечения покупателей, пустить в дело те, что использовались неполно. Конфигураторы разве не есть тот самый инструмент? Но на деле он не рабочий. Хуже того, ищущий продавца покупатель, прочитав про «ознакомительный характер», словно оплеуху получил: выходит, поиграли в конструктор – и будет с тебя.