Об «убыточности» бизнеса ОСАГО
С одной стороны ОСАГО называют бизнесом, что подразумевает полноценную чистую прибыль, позволяющую бизнесменам зарабатывать на хлебушек с маслицем. С другой стороны, на всех углах нам пытаются доказать, что ОСАГО - бизнес убыточный, и занимаются им страховые компании лишь для того, чтобы привлечь клиентов для других видов страхования. Но, как выясняется, условно убыточным этот бизнес получается из-за «устрожения Федерального законодательства по оказанию услуг по ОСАГО». Зачем, спрашивается, Федеральное законодательство так устрожает эти условия? Очевидно, для того, чтобы граждане были максимально защищены от финансовых катаклизмов в виде невыплат страховых компенсаций, и, в конечном итоге, чтобы повысилось качество жизни людей в нашем демократическом государстве.
При этом ОСАГО - обязательное условие движения по российским дорогам, что само по себе уже не совсем демократично. Кроме того, когда дело доходит до получения компенсаций, автомобилисты страдают - иногда доходит до выбивания своих денег из страховых компаний. Интересно, что виновник аварии в результате чувствует себя наиболее вольготно, а пострадавший вынужден обивать пороги, тратить время и нервы, чтобы получить компенсацию.
Но и страховым компаниям тоже как будто не сладко. ОСАГО - бизнес вроде как убыточный. Кроме этого, страховщик обязан в течение 15 рабочих дней с момента подачи всего пакета документов организовать экспертизу, а затем в течение пяти дней произвести выплату. В Европе разрешены сроки порядка 1,5-2 месяцев. Опять же нервотрепка, претензии и недовольство граждан.
А, собственно, что значит «убыточный» бизнес? Руководствуясь бухгалтерским понятием баланса, это должно означать, что в результате всех проведенных мероприятий страховые компании остаются «в минусе» по услуге ОСАГО. Однако это не совсем так. Лишь в некоторых европейских странах страховые компании сознательно идут на «минус», снижая тарифные ставки, чтобы действительно привлечь привередливых клиентов. У нас же крупные компании, которым банкротство условно не грозит, явно в плюсе. Термин «убыточность» здесь означает конкретную вещь: это те деньги, которые помимо текущих затрат типа зарплаты сотрудников, оплаты коммунальных услуг, связи, транспорта, полиграфии, рекламы и так далее, не попадают в карман страховщика.
Поясним на цифрах, полученных нами на состоявшемся 23 ноября в Доме журналиста семинаре для региональной прессы «Автогражданская ответственность в России: опыт, проблемы, перспективы развития», проведенном по инициативе Российского Союза Автостраховщиков (РСА). За пройденный период 2005 года российские страховые компании собрали страховых премий на общую сумму 38,7 млрд. рублей. Страховые выплаты составили 19 млрд. рублей - это 49 % от «выручки». Остается 51%. Еще 5% дохода страховщики, по определению являющиеся членами профессионального объединения, обязаны вносить в фонды гарантии (их два), формируемые в РСА, которые Союз использует уже для осуществления страховых выплат в случаях банкротства страховщика или отзыва лицензии, скрытия виновника аварии с места ДТП, отсутствия у виновника страхового полиса. Остается 46 %. Далее, согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не более 5% от дохода страховщики имеют право положить себе в карман. Остается 41 %. Текущие расходы на зарплату агентов, оплату коммунальных и иных услуг составляют порядка 20-23% (по информации РСА). Остается 18%, что составляет приблизительно (если учитывать возможные погрешности) 6,96 млрд. рублей. Именно эти деньги уходят на формирование некого страхового резерва. Дословно эта строка закона (ст.22, п.2) звучит так: «В случае если при применении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие годы». То есть, это надо понимать, на случай банкротства или близкого к тому состояния. Эта сумма, как нетрудно догадаться, оседает в сейфе. И предполагается, что деньги эти должны лежать там мертвым грузом в ожидании своего часа.
За 10 прошедших месяцев было заключено порядка 21 млн. договоров. Средняя страховая премия по информации РСА на сегодняшний день составляет 1858 рублей. К чему эти намеки? А к тому, что, если взять 6,96 млрд. рублей, которые отчисляются на формирование каких-то резервных фондов (помимо фондов РСА), и разделить на 21 млн. договоров… следите за руками… получится 331,4 рубля, на которые страховая премия при любых раскладах могла бы быть меньше. Это к вопросу о клиент-ориентированном подходе в бизнесе, о демократии, о социальных программах по улучшению качества жизни и так далее.
Короче, чем страховать грядущие катаклизмы за счет граждан, вполне можно было бы действительно использовать эти деньги на формирование нормальной системы ОСАГО и привлечение клиентов, что цивилизованные (и, по всей видимости, сытые) европейские страховщики и делают, подчас в ущерб себе.
А знаете ли вы…
…что каждая страховая компания для получения лицензии на право предоставлять услуги по ОСАГО должна быть членом соответствующего профессионального объединения. В нашей стране такой организацией стал Российский Союз Автостраховщиков. РСА вправе исключать из своих рядов недобросовестных страховщиков, и подобные прецеденты уже имели место. При этом Союз обязан выплачивать компенсации по тем договорам, которые «отчисленные» компании уже успели заключить и которые продолжают действовать на момент исключения.
…что, попав в затруднительное положение, связанное с ОСАГО (отсутствие страхового полиса, виновник аварии скрылся с места ДТП и т.д.), водитель может позвонить в приемную РСА по телефону 7 (095) 771-69-44(или в любую страховую компанию, член РСА), где его подробно проконсультируют и по возможности окажут профессиональную помощь.
…что многие проблемы, связанные с банкротством страховых компаний, вытекают из некорректного формирования региональных коэффициентов. К примеру, в некоторых северных регионах-ресурсодобытчиках, где автолюбители могут себе позволить ездить на дорогих авто и где они вынуждены ездить на внедорожниках, тарифные ставки неоправданно малы, в то время как размеры страховых выплат при авариях дорогостоящих внедорожников несоразмерно велики. А поскольку стоимость ремонта и запчастей в отдаленных регионах высока, это приводит к банкротству компаний.
…что, если у виновника ДТП фальшивый страховой полис, то ответственность за соучастие в мошенничестве он может избежать только в одном случае - неосведомленности о фальшивости оного. В худшем случае виновника привлекут к административной ответственности и заставят лично покрыть страховую выплату. Но если он сам стал жертвой обмана (нужны доказательства), то платить будет РСА. Примером обмана может быть продажа подделки страховой компанией, которая потеряла лицензию, но держит у себя пустые бланки полисов.