Камаз: Перелицовка
Напомним, что на конвейер КАМАЗ-5320 поставили треть века назад, в 1976 году. По нынешним временам такая продолжительность выпуска кабины – редкий пример в мировом автомобилестроении. Во всяком случае, давно побит отечественный рекорд долгожителя ГАЗ-51, его выпускали двадцать девять лет. Только это не совсем удачный повод для гордости за российский автопром… Конечно, модернизации камазовской кабины проводились и ранее, но изменения оказывались столь несущественными, что результаты были практически не заметными для большинства автомобилистов.
По устоявшемуся мнению обывателей: КАМАЗ – он и в Африке КАМАЗ. Хотя сам автомобиль за эти годы изменился весьма существенно. Начиная с 90-х, в основном, возлагались надежды на приобретение лицензии на выпуск импортной кабины: сначала у DAF, затем у Sisu, потом у MAN. Полтора года назад как о решенном говорили об установке на часть магистральных грузовиков китайской кабины Shaanxi – это бывшая кабина MAN F2000. А пока из наиболее ярких перемен последних лет в облике камазовской кабины – лобовое стекло без перемычки, перенос фар с облицовки в бампер, применение стеклопластиковых крыльев, корпусов подножек и самого бампера. Из важнейших изменений в технологии изготовления – введение катофорезного грунтования сваренной кабины, которое существенно повышает коррозионную стойкость каркаса и панелей. Но оцинковки, которую применяет теперь уже и МАЗ, у челнинцев пока нет.Собственно, многое в рестайлинге кабины КАМАЗа уже знакомо нашим перевозчикам – понятно, что обновление носит эволюционный характер. Тем более, что приходится делать поправку на мировой кризис. С фасада к стеклопластиковому бамперу добавилась и выклеенная из того же материала фальшрадиаторная панель. Не стоит относится к пластмассе, как к шелухе тюнингового обвеса, замена металла композитами – мировая практика, да и ржавчины на автомобиле поубавится.
Кроме более современного дизайна, под новой панелью будет больше места, так легче разместить перспективный отопитель, кондиционер, пневмоаппаратуру. Под облицовкой спрятана еще одна новинка – четырехточечная подвеска кабины. Это несомненное достижение для КАМАЗа. Столь древней подвески, как была, да еще на четвертьэллиптических рессорах, ныне уже не встретить. Ясно, что для большего эффекта на показ выставили вариант с пневмоподвеской, причем даже на самосвале, хотя для грузовиков строительного назначения вполне подошли бы и пружинные стойки. Говорят, что КАМАЗ с такой подвеской предоставляет водителю не виданную ранее иномарочную плавность хода. Из двух попадающихся теперь вариантов исполнения подножек камазовские дизайнеры остановили свой выбор на том, где они расположены горизонтально. Непонятный уклон ступеней назад остался в прошлом.
Еще один способ напомнить водителю, что он забирается в обновленную кабину – новые наружные ручки замков дверей. Они теперь без поднадоевшей за 33 года кнопки, хотя в целом замок был удачным. Теперь надо просто потянуть на себя ручку, как на многих современных легковых автомобилях. Такое открывание двери стало более понятным и эргономичным. Вместо старой литой ручки из цинко-алюминиевого сплава с последующим хромированием теперь будут применять черную матовую пластмассу. Хочется надеяться, что черные ручки будут устанавливаться только на строительные, военные автомобили и прочие КАМАЗы в бюджетном исполнении – в Европе и Америке мода на блеск хрома возвращается.
Внутренняя обивка двери теперь будет цельноформованная, схожая с той, что применяются на вазовских переднеприводных автомобилях. Наверное, этим же объясняется и применение вазовских внутренних ручек замков и стеклоподъемников. Ничего плохого в этом нет – дают работу отечественному специализирующемуся на изготовлении таких деталей предприятию, наверняка эти ручки будут дешевле, чем которые делал КАМАЗ. А перевозчику, в случае поломки, будет проще найти им замену. К новым панелям приборов уже тоже начинают привыкать российские транcпортники – в последнее время мягкие, пластмассовые торпедо все чаще идут на комплектацию челнинских грузовиков. Старая панель была почти полностью железной, сейчас голой «жести» в кабине КАМАЗа почти не осталось, хотя есть еще над чем работать.
Комбинация приборов остается со стрелками, но учитывая то что камазовские моторы теперь с электронно-управляемой топливной аппаратурой, то оснастить и щиток приборов дисплеем будет несложно КАМАЗ плотно сотрудничает с ZF, и кроме 16-ступенчатых коробок передач для наших грузовиков становятся доступными не только немецкий ГУР, но и регулируемая рулевая колонка с пневмофиксатором. Самая роскошная версия КАМАЗа – седельный тягач 4х2, кроме такой колонки, впервые может получить и автоматизированную электронно-управляемую коробку передач ZF As-Tronic. Такие 12-ступенчатые коробки-автоматы ставят на грузовики и автобусы DAF, IVECO, MAN, Mercedes, Renault. Возможно, в ближайшее время в Челнах начнется сборка и этой немецкой коробки.
Уже сейчас возможна комплектация грузовиков КАМАЗ удобными немецкими сиденьями Grammer. Они тоже применяются производителями «большой семерки». Кроме широкого набора регулировок, важно, что они оснащены пневмоподвеской. Причем непосредственно для кабины КАМАЗа пришлось заказывать исполнение с иной кинематикой и с уменьшенным ходом – стандартному импортному креслу мешает традиционный «горб» колесной арки. Открыв кабину, видно, как серьезно ее подрезали, но полностью убрать пока не реально. Конечно, для серьезного магистрального грузовика этих нововведений в кабине не достаточно, однако для региональных перевозок вполне хватит.
А для грузовиков строительного назначения – тем более. Главное, что многие опции уже есть, и машины в таком исполнении будут доступны транспортникам. Но, наверное, это последний фейслифтинг старой кабины. Кроме ожидаемого оживления интереса российских перевозчиков к обновленным КАМАЗам, модернизация старой кабины позволит отладить некоторые конструкторские и технологические решения, которые впоследствии будут применены на кабине нового поколения. Сейчас в НТЦ КАМАЗа ведутся работы над совершенно новой собственной кабиной. Пока она не готова, и ее никому не показывают, исключение сделали только для специалистов из ставшего дружественным Mercedes. По словам Главного конструктора ОАО «КАМАЗ» Даниса Валеева, немецкие инженеры дали высокую оценку дизайну новой кабины, ее запуск в производство ожидается в середине 2011 года.