Москвичи заплатят за Ленинградку

Лабиринты из полосатых бордюров вокруг Сокола порой кажутся невыносимыми. Желтая разметка и временный асфальт, бугры и колдобины – сколько можно все это терпеть? Ответ отцов города: «Строительство по проекту «Большая Ленинградка» на территории района Сокол заканчивается».

Столичные власти заверяют, что, несмотря на нехватку финансирования, работы будут вестись по графику. Глава стройкомплекса столицы Владимир Ресин заметил, что все тут четко организовано и опасности, что строители не справятся с задачами в срок, на текущий момент нет. В это хочется верить.

Соколиное подземелье

И правда, на Соколе просто муравейник – в работах задействованы 4 тысячи рабочих. 5 августа уже открылось движение по Волоколамскому тоннелю из области в центр. А 5 декабря движение по нему должно открыться полностью. Шестиполосный тоннель, общая длина которого 1730 м, а закрытой части – 1170 м, по мнению экспертов, поднимет пропускную способность Ленинградки в районе станций метро «Аэропорт» и «Сокол» на 30 процентов. 30 сентября здесь же мэр Москвы Юрий Лужков дал старт началу проходки следующего, Алабяно-Балтийского тоннеля, который пройдет под Замоскворецкой линией метро, а также под Ленинградским и Волоколамским тоннелями. Лужков сравнил строительство этого сооружения (длиной 2150 м) с нейрохирургической операцией. Работы предстоят очень сложные, ведь над тоннелем глубиной 20 м постоянно проходят поезда… Страшновато становится. Но, как утверждает мэр, боятся нечего: «Здесь установлено уникальное количество датчиков, которые ежесекундно, в режиме реального времени осуществляют контроль за состоянием тоннелей метро и автодорожных тоннелей».

В конце этого года завершится проходка под метро (самый сложный участок между станциями «Войковская» и «Сокол» – 46 м), а уже в следующем году Алабяно-Балтийский тоннель протянут еще дальше – с Балтийской на Большую Академическую улицу. Здесь тоннель должен пройти под сквером (в ходе строительства сквер на Балтийской не тронут) и существующей железной дорогой. Поэтому во время строительства придется частично перекрыть движение поездов по ветке МЖД. Полностью тоннель от Алабяна до Большой Академической улицы будет закончен в конце 2010 года, и транспорт пойдет по трем полосам в каждом направлении.

Реконструкция Сокола – не только важный объект Ленинградки, но еще и существенный элемент будущего Четвертого транспортного кольца. Пусть и не сразу, но, по расчетам проектировщиков, система тоннелей и развязок на Соколе на 20 процентов снизит интенсивность движения по Ленинградскому проспекту и шоссе.

Пушка и остальные точки

ГЗР дважды писала о проекте реконструкции подземного пространства Пушкинской площади. Концепция менялась, мы реагировали. Очередной проект решения узла на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров представят горожанам для обсуждения в ноябре. Градоначальники решили показать предложения архитекторов и «посоветоваться с людьми». Напомним, в рамках того же проекта «Большая Ленинградка» (а он подразумевает создание бессветофорной трассы от Кремля до МКАД) под Пушкинской площадью планируется организовать сквозное движение, а также паркинг и рекреационную зону. Первоначально, как вы помните, речь шла только о прокладке тоннеля, который соединил бы Страстной и Тверской бульвары и тем самым обеспечил трафик на Садовом и Тверской. Затем в планах стали фигурировать торгово-развлекательный комплекс и парковка на тысячу мест. Теперь торгового центра здесь все-таки не будет, он изъят из проекта – властям не удалось найти общий язык с инвесторами. Коммерсанты хотят увеличить торговые площади на Пушкинской, а градоначальники их уменьшают. К тому же против строительства очередного торгового центра в исторической зоне сильно возражали общественные организации. Владимир Ресин заверил: «Там ничего под землей не будет того, против чего возражали жители. А будут там стоянки, будут другие такие помещения, которые с торговлей не связаны».

Сейчас на площади проводятся археологические раскопки (здесь много культурных слоев – фундаменты Земляного города, стены Белого города, Тверской башни, церкви Дмитрия Солунского, фундамент древних кварталов в Новопушкинском сквере). Москомнаследию вроде уже не о чем беспокоиться. Хотя не секрет, что сегодня рассматривается вопрос о создании под Пушкой молодежной зоны с катком. Неизвестно еще, что опаснее…

На площади Тверской Заставы (у Белорусского вокзала) таких дилемм нет: «Здесь будет развязка, связанная с Большой Ленинградкой, многоярусный подземный паркинг на 760 машин, а также досуговый комплекс». Все понятно и просто. Осталось найти деньги и построить. Тверская Застава обойдется городу в 56 млн. рублей.

Кстати о деньгах

Их на супермегапроект большой дороги требуется немыслимое количество. В прессе даже назывались конкретные цифры: говорят, в 2010 году на Ленинградку бросят 18 млрд. 144 млн. руб. (для сравнения: на возведение всех дорог в Москве в следующем году планируется потратить 37 млрд. 986 млн. руб.). Из всех денег, предназначенных для трассы «от Кремля до канала», 16 млрд. 79 млн. уйдет на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, а еще 1 млрд. 133 млн. – на реконструкцию моста через канал имени Москвы (к слову, новый мост здесь будет построен уже к концу этого года). Строительство развязки на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Серегина и подъездной дорогой с Ходынского поля потянет еще на 902 млн. руб. Конечно, суммы гигантские, но в мэрии не раз говорили, что этот проект имеет федеральное значение, а потому надеялись на поддержку центра. Между тем в правительстве РФ посоветовали столице изыскивать средства на эту трассу самостоятельно, а как возможный путь решения вопроса назвали увеличение ставки транспортного налога…

Видимо, такова наша плата за удвоение пропускной способности московского отрезка Ленинградского шоссе.

Подпишитесь на «За рулем» в