Subaru Impreza WRX STI, WRX. Ты в порядке?
Меня намертво пристегнули к штурманскому сиденью боевой «Импрезы WRC», а за рулем – чемпион мира 2003 года Петер Сольберг!
В «переговорке» совершенно буднично звучит его голос: «Аre you o key?» А у меня в этих хитросплетениях проводов, тумблеров, рукояток глаза разбегаются – тороплюсь увидеть, понять, почувствовать все сразу. Ведь дистанция знакомства ничтожна, каких-то два с хвостиком километра. Бормочу что-то в ответ, большие пальцы рук вверх – готов! Машина вздрагивает всем телом, мотор, чуть поперхнувшись, выходит на рабочие обороты и… мощнейший, с пробуксовкой на асфальте, рывок, бешеное ускорение – и вновь ощущение нереальности. Ты ждешь пусть короткого, но послабления в динамике разгона, а его не происходит. Правая рука Петера, едва касаясь подрулевого рычажка-переключателя, незаметно для глаза перещелкивает передачи.
«Импреза» все ускоряется в том же невообразимом темпе. Под ни с чем не сравнимый вой и лязг трансмиссии ныряем в поворот. Торможение, боковая перегрузка, явно превышающая «же» – и по-раллийному боком летим к выходу из виража. Ноги Сольберга чуть «пробежали» по педалям, руки повернули рулевое колесо. При этом он успел тормознуть гидравлическим ручником, что-то подкрутить в настройках трансмиссии. Виртуозная выверенность движений, чувство автомобиля, его пределов – и ни малейшей неточности в управлении.
В голове еще рев, гул, но дистанция уже пройдена. На мое, то есть штурманское место целит другой, а в «переговорке» – чуть с ехидцей: «Ну как ты, в порядке?»
ПРИЗЕМЛЕНИЕ
Спортивные амбиции не помешали создателям обновить и обычные «гражданские» версии «Импрезы». Косметически изменили ее внешность: теперь, по мнению стилистов, форма фальшрадиаторной решетки, линия капота, очертания фар напоминают об авиационном прошлом «Фуджи хэви индастриз».
Поскольку требования ФИА ограничивают изменения аэродинамики раллийного автомобиля, многие решения отработаны на базовой модели. Так, на переднем бампере появились угловые спойлеры, оптимизирована форма капотного воздухозаборника. Под днищем машины установлен диффузор, также управляющий воздушным потоком.
Отдельная «глава» в изменениях – новая гамма знаменитых оппозитных турбомоторов. Под алюминиевыми капотами WRX и WRX STI теперь двигатели объемом 2,5 литра, различающиеся характеристиками.
Еще одна изюминка появилась в трансмиссии самой мощной «Субару». Центральный дифференциал нового поколения DCCD (Driver’s Control Centre Differential) теперь позволяет вручную или автоматически менять распределение крутящего момента между осями. По утверждению создателей, это прибавило автомобилю стабильности, прогнозируемости в экстремальных ситуациях.
ТРОПОЮ СОЛЬБЕРГА
После катания на раллийном болиде, наверное, не только у меня в голове вертится: «Ну, сейчас прохвачу!» Ведь извилистая трасса предоставлена в наше распоряжение, а две «Импрезы WRX STI» стоят неподалеку, побуркивая моторами. Как бы не так! На правом сиденье инструктор, да и проехать дадут всего пару кругов. Какие уж тут «гонки» – даже с управлением дифференциалом вряд ли успеешь разобраться.
Цепкий хват анатомических кресел, красные шкалы люминесцентной комбинации приборов. Уже застегнут ремень безопасности, отрегулированы руль, сиденье. Ноги «обживают» перфорированные педали, я прислушиваюсь к характерному рокоту мотора, пробую четкость переключения передач. Все удобно и неожиданно мягко – без характерных спортивных клацаний, «мужских» усилий на органах управления. Интересно, изменятся ли впечатления в дальнейшем?
Разрешающий кивок инструктора, управление дифференциалом – на «автомат», и «Импреза» срывается с места. Эх, все-таки не удержался, газанул от души. STI сразу превратилась в быстрый, великолепно контролируемый снаряд. Остужает лишь зуммер и загорающаяся красная лампочка, требующая немедленного переключения. В первый же поворот «промахиваюсь» на торможении. «Импреза», деликатно стрекотнув ABS, возвращается на заданную траекторию, заставляя уверовать в ее исключительные способности. Полный газ, вместе с ним плавный и идеально контролируемый занос задней оси, и мы вновь на прямой. Неплохо! Тут до меня доходит, что инструктор, увлекшись, подсказывает, где лучше начать тормозить, как правильнее выбрать траекторию. Спелись.
В следующий вираж заезжаю наглее. Результат – снос передней оси, с которым автомобиль мягко справляется. Тут же «штурман» подсказывает: плавнее работай газом.
Конечно, и в этом автомобиле не все идеально. Пожалуй, именно на этой трассе он «напрягает» скольжением передней оси на входе в поворот. Что ж, таков полный привод: его надо сначала «запустить» в вираж, а затем уже наслаждаться процессом управления. Тем не менее надо отдать должное – «Импреза STI» многое прощает, подкупает понятностью реакций. А главное, позволяет ехать быстро.
ПЯТЬ ЛОШАДЕЙ В ПЛЮСЕ
Конечно, в сравнении с высокотехнологичной STI «обычная» «Импреза WRX» выглядит не столь боевой. Под капотом всего (!) 230 «лошадей». В привычной пятиступенчатой трансмиссии проверенная временем вискомуфта в механизме центрального дифференциала. Больший объем нового мотора сказался на крутящем моменте: плюс 20 Н.м и сдвиг в сторону низких оборотов. Интересно, что, разделив «импрезы» по статусу, создатели и здесь сохранили спортивный дух: WRX – это сочетание, при котором собственное «Я» не стирается в поездках на работу или по магазинам. Посмотрим!
Все чуть проще. Люминесцентные шкалы уступили место более привычным. Не столь импульсивен и нрав мотора. Хотя, немного присидевшись к «Импрезе WRX», чувствую, что мне по душе плотные и при этом довольно комфортные подвески. Что на дороге она ведет себя спокойнее, но от сбалансированной управляемости получаешь не меньшее удовольствие. Да и двигатель демонстрирует боевой, без всяких скидок, характер. В нем чуть меньше взрывной энергетики, зато с лихвой «моментного» задора, заметного уже с 2500 об/мин. И стоит нажать газ от души, этот универсал превращается в сгусток энергии.
Год грядущий: ну, насчет чемпионата мира по ралли прогнозы делать рано. С остальными же «составляющими» нашей программы можно встретиться в салонах официальных дилеров. Обновленные «импрезы» WRX и WRX STI – уже в продаже. Цены – от $39 140 и $50 910 соответственно. Уверен, успех не за горами, ведь дегустаторов настоящего драйва в России хватает.
СЕКРЕТЫ ПОЛНОГО ПРИВОДА
Для «Импрезы WRX STI», начиная с 2006 модельного года, в центральный дифференциал DССD помимо электромагнитной муфты LSD установлена еще и «моментная», эксцентрикового типа. При этом создатели изменили основное распределение крутящего момента между передними и задними колесами с 35:65 на 41:59. В результате автомобиль приобрел более высокий уровень стабильности и маневренности, а водитель – возможность управления центральным дифференциалом.
«Импреза WRX STI» – это чистое воплощение философии фирмы: «Активное движение, активная безопасность». И ничего лишнего.