Ford Focus ST. Ярко-синий апельсин
Традиционный цвет спортивных автомобилей «Форд» – ярко-синий. Или, как называют его сами фордовцы, – «перформанс блю». Однако на презентации нового заряженного «Форда-Фокус ST» синими были лишь фирменные овальные эмблемы. Действо обставили в ярко-оранжевом цвете. Конечно, не обошлось без зубоскальства про годовщину украинского Майдана, но необычный окрас автомобиля свое дело сделал: машины цвета «бешеной морковки» или переспелого апельсина неизменно привлекали внимание. Господа журналисты, едва досидев до конца обязательной пресс-конференции, немедленно расхватали апельсиновые «фокусы». Менее расторопным пришлось довольствоваться не столь яркими цветами: серым, белым, серебристым – или, на худой конец, «перформанс блю».
Я свой кусочек оранжевого счастья, увы, прозевал: серенький «Фокус ST» солнечных эмоций не вызвал. Оставалось просто закрыть дверь, пустить мотор и поехать, забыв про грустный мышиный окрас автомобиля. Тут все сразу встало на свои места: автомобиль оказался заводным и энергичным, быстрым и эмоциональным, неожиданным и спорным.
Первым делом порадовал двигатель. Агрегат, созданный на базе известного пятицилиндрового мотора «Вольво», сочетает динамику и резкость отклика на педаль с уверенной тягой с самых низких оборотов. Мотор быстрый, но нет в нем гоночной замороченности, когда вся сила и мощь просыпается где-то наверху, а при спокойной езде только и думаешь как бы не заглохнуть и судорожно передергиваешь передачи. А тут катишься себе спокойно, никого не трогаешь, но при нужде просто нажимаешь на педаль, понимая, что ответить на такое ускорение могут очень немногие соперники. К тому же обычно куда более мощные и дорогие.
Подвеска поначалу показала то, чего от нее и ждали: четкую и довольно жесткую передачу всех мелких неровностей дороги на пятую точку водителя. Вот сейчас поеду побыстрее, появятся ямки побольше, и растрясет этот «Форд» мои кости. Как бы не так! Уже и скорость повыше, и асфальт на местных дорожках похуже, и обочину пришлось пару раз прихватить. А подвеска глотает все это с неожиданным для спортивной настройки комфортом – и при этом машина держится на асфальте надежно и уверенно. Ощущение, будто серийный «Форд» просто оснастили более жесткими амортизаторами.
На самом деле все куда сложнее. Подвеска использована обычная, от «Фокуса», но изменений внесено немало. На 15 мм снижен дорожный просвет, изменены ходы отбоя и сжатия, применены более жесткие сайлент-блоки, изменилась жесткость пружин и стабилизаторов, у амортизаторов иные характеристики. И наконец, ради лучшего поведения на дороге доработан кузов – он стал еще жестче.
Тормоза нареканий не вызвали – работали без проблем. Антиблокировочная система и система стабилизации вмешивались в действия водителя своевременно и деликатно – отдельное им за это спасибо.
В салоне поразил звук. Создается такое чувство, что под капотом не пять цилиндров, а все восемь, и не два с полтиной литра, а минимум вдвое больше. До чего же сочно бормочет мотор! Говорят, звук настраивали специально, чтобы польстить самолюбию будущих владельцев. Ведь обычный мотор с турбонаддувом лишь несолидно повизгивает…
Глубокие, с хорошей поддержкой сиденья – вовсе не роскошь для быстрой, заряженной машины. Установленные в «Фокусе ST» кресла «Рекаро» прекрасно держат драйверское (и пассажирское тоже) тело в поворотах. Мне, правда, эти самые боковые поддержки изрядно намяли ребра. Но, как говорил Кролик из сказки о Винни Пухе: «Это кто-то слишком много кушает».
Теперь пора немного поворчать. Раздумывая, что бы покритиковать, понял, что меньше всего мне понравилось... рулевое управление. Машина реагирует на руль очень быстро и четко – эту функцию инженеры «Форда» дорабатывали специально. Но обратной связи явно не хватает – руль слишком легкий и, как говорят, «пустой». Пока едешь спокойно, на это просто не обращаешь внимания. Чем выше темп, тем более заметен недостаток информации на рулевом колесе. Наверное, это следствие компромисса: ведь такой автомобиль обязан быть быстрым, устойчивым на дороге, хорошо управляться. Вместе с тем – приспособленным к повседневной езде по обычным дорогам и не вызывать проблем у водителя средней квалификации. А еще требования безопасности, экологические нормы…
Компромисс – в сущности жертва: улучшая одно, приходится жертвовать другим. Чем пожертвовали инженеры «Форда», создавая «Фокус ST»? На мой взгляд, поведением в экстремальных режимах. Автомобиль хорош при спокойной, размеренной езде. На нем можно ехать быстро, даже очень быстро. «Фокус» готов потрафить амбициям водителя и при этом покажет себя надежным, послушным, безопасным. И лишь когда едешь по гоночному треку, начинаешь понимать, что готов променять комфорт и удобство на жесткость, грубость, шум – лишь бы машина стала еще четче, понятней, однозначней в управлении. А теперь прикиньте: часто ли владельцу такой машины придется упражняться на гоночной трассе? Крайне редко, да и то не всем. А вот садиться за руль и ездить по обычным дорогам – почти ежедневно. Так что уклон в сторону повседневного удобства и комфорта понятен, а компромисс под названием «Форд Фокус ST» можно считать удачным.
За два дня я поездил на нескольких ST: сером, белом, даже фирменном синем. Машины сочного, морковно-апельсинового колера мне так и не досталось. Жаль, я даже не спросил, как называется этот безумно яркий цвет.
ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН
Хорошая родословная – важная вещь для автомобиля со спортивными амбициями. У «Фокуса» – достойные предки. Маленький «Эскорт» конца 1960-х сегодня кажется смешным: едет медленно, рулится плохо, тормозит еле-еле. Но сделаем скидку на возраст: в молодости он был настоящим бойцом.
Созданный на его базе раллийный автомобиль выиграл сложнейший марафон «Лондон – Мехико».
Солидный «Форд Капри» в том возрасте, когда налет старомодности уже чувствуется, но в дедушки записываться рано. Вроде разгоняется бодро, едет быстро, но вот надвигается поворот, а тормозить машина не хочет. Уф!
В поворот попал, просто давить на педаль нужно от души. А то привыкли, что все за вас сделает электроника.
«Сьерра RS» – это уже наше время. Такой аппарат в хорошем состоянии и сегодня даст фору многим. Стоило немного адаптироваться к переключению передач левой рукой (машина праворульная) и вылезать из-за руля совсем расхотелось. Так бы и наматывал круги – не автомобиль, а удовольствие в чистом виде!
А ведь еще были «Эскорт Косворт», «Пума», «Кугуар»…
СКОРОСТНОЕ СЕМЕЙСТВО
Белая «Фиеста», ярко-оранжевый «Фокус», синий «Мондео» – три заряженных «Форда». Каждый – самый мощный и быстрый в своем семействе. Казалось бы, от машин можно ожидать определенного сходства, близких ощущений, похожего поведения на дороге. Скоростной трек показал, что это не так. Объединяет эти машины разве название да голубой овал эмблемы.
Самый молодой – «Фокус». Он удачно сочетает высокий комфорт и простоту управления с недюжинными возможностями спортсмена. Прекрасно повинуется водителю, отлично ведет себя даже в самых быстрых поворотах, но… Чем больше скорость, тем отчетливей чувство, что автомобиль пытается своевольничать. Будто бы действия водителя для него не приказ, а лишь информация к размышлению, и любую команду он выполнит, только пропустив через себя. «Фокус» реагирует на действия человека за рулем быстро, четко, но – по-своему. Порой кажется, что машина подправляет своего хозяина, когда тот в азарте начинает терять голову. Умный аппарат, ничего не скажешь.
Вы хотите держать бразды правления в своих руках? Причем в прямом смысле – чтобы руками, ногами и, извиняюсь, пятой точкой чувствовать все нюансы поведения автомобиля? Такое удовольствие вам доставит «Фиеста». Автомобильчик более простой, более шумный и трясучий, куда менее скоростной, но страшно заводной и азартный. Этот никого не подправляет, его самого иногда надо сдерживать. Веселая машинка. Солидности не хватает? Так на это есть «Мондео».
Так и хочется сказать: «Большому кораблю….» После маленькой юркой «Фиесты» большой «Форд» кажется просто громадиной: огромный капот перед глазами, несколько медлительные, плавные реакции. Всем своим поведением вальяжный «Мондео» демонстрирует, что даже быстро ездить нужно с достоинством. Очень серьезный автомобиль.