Вместе - от концепта до автомобиля
«Русская колония» этого крупнейшего промышленного центра страны насчитывала свыше 5 тысяч человек; здесь даже пришлось открыть консульство, а один из городских проспектов носит имя Советского Союза…
Все объясняется очень просто. Во время строительства Волжского автозавода на стажировке в «материнской компании» ФИАТ побывали тысячи инженеров и рабочих, а также смежников, внешторговцев. Из Тольятти до Турина даже ходил ежедневно специальный вагон, а то и несколько!
Те времена я не застал. Ныне АВТОВАЗ переживает не лучшие годы своей жизни, немало проблем и у автомобильного подразделения концерна ФИАТ, но по-прежнему Турин и область Пьемонт – самый крупный промышленный центр Италии да и всей южной части Европы. Здесь сосредоточены 1200 промышленных предприятий, которые у нас бы проходили под общим названием «автопром». Занято здесь вроде не так много людей – примерно 75 тысяч, но ежегодно они выпускают продукцию на десять с лишним миллиардов евро! Тут рождается автомобиль, тут он проходит все стадии превращения в товарный продукт – от концепции до серийной сборки.
Если вернуться к тому, что главный итальянский автогигант ФИАТ переживает не лучшие времена, то многие другие компании, представляющие местный автопром, чувствуют себя очень даже неплохо. Особенно если говорить о дизайнерских ателье; сегодня по дорогам мира бегает больше 100 млн. автомобилей, дизайн которых разработан здесь, в Пьемонте.
Чтобы поддержать своих производителей, торгово-промышленные палаты Турина и Пьемонта уже в четвертый раз провели международную конференцию «От концепта до автомобиля», где познакомили местных производителей и представителей зарубежных автомобильных компаний из десятка стран – от Бразилии до Индии и Китая. Были приглашены и специалисты из России. В течение трех дней они знакомились и встречались со своими итальянскими коллегами. Как оказалось, весьма успешно.
– Мы нашли, как минимум, два предприятия, где надеемся разместить производство необходимых нам пресс-форм, – рассказывает генеральный директор компании «Аутомотив Лайтинг» (между прочим, город Рязань!) Николай Чертухин. – Но это еще не все. Чтобы двигаться вперед, необходимо общаться и с российскими, и с зарубежными коллегами по бизнесу, с конкурентами в том числе! Итальянцы нам для этого предоставили прекрасную возможность.
Довольны первыми итогами встреч и другие русские – с АВТОВАЗа, из группы СОК, с ДААЗа. Подписаны протоколы о намерениях – поставке оборудования и оснастки, покупке новых, современных технологий – все это можно найти сегодня в Пьемонте. Так что интерес итальянцев к возвращению на российский авторынок, где они когда-то безраздельно царили, вполне объясним.
– Мы не хотим просто торговать компонентами и прототипами, мы хотим установить прочные связи, которые позволят у вас в России и в других странах наладить современное автомобильное производство, – объясняет свою позицию Марцио Бьянчи, один из руководителей проекта «От концепта до автомобиля». – Мы надеемся, что в результате нашего технического сотрудничества в России будет создана конкурентоспособная модель автомобиля, и не одна! А пока у нас уже есть хорошие примеры сотрудничества ваших производителей с итальянскими дизайн-ателье, которые помогали и помогают сейчас создавать, скажем, дизайн небольшого коммерческого грузовика и салон новой малолитражки. На одной из прошлых конференций мы свели «лицом к лицу» две компании – из вашей страны и Пьемонта, теперь они вместе производят в России оборудование для автосервиса.
Это, конечно, радует. Молодцы итальянцы, что придумали «От концепта к автомобилю» и, более того, не берут деньги за участие! Один из руководителей программы поделился: некоторые приглашенные не верили, что организаторы оплачивают дорогу и проживание участников конференции, подозревая какой-то подвох. Ничего подобного – просто работает нормальная государственная программа по продвижению своего автопрома, расширению его экспортных возможностей. А как еще рассказать миру, что в Италии разработаны самые современные технологии, что предприятия готовы к сотрудничеству, а цены на их товары и услуги адекватные? Теперь об этом узнают на десятках предприятий в Индии и Китае, Иране и Турции, а также в России.
Одно только нам обидно. Возможно, где-нибудь в новосибирском Академгородке уже разработана какая-то новейшая система, а в Красноярске, допустим, есть уникальная технология производства пластмассового литья, только об этом не знают на АВТОВАЗе. Потому что до них не доходит информация, а просто искать по стране Кулибиных нет ни времени, ни средств. Это итальянцы могут позволить себе возить за свои деньги в гости перспективных иностранных покупателей их продукции… У нас, между прочим, тоже есть такие программы и средства на «продвижение российской продукции на экспорт» выделяются, только дальше кабинета чиновника все это не уходит – такая у нас система (об этом мы уже писали в ЗР, 2005, № 12). Остается радоваться тому, что развивается кооперация российских и итальянских производителей и что это в конечном итоге – дай то бог! – может вывести наш автопром (или хотя бы его некоторые предприятия) на современный уровень.