Курс на север: Модельный ряд снегоходов Yamaha
В силу того, что классификация снегоходов у компании Yamaha более чем обширная, под стать организовали и программу испытаний. Здесь и кроссовый участок, насыщенный трамплинами и крутыми поворотами, и скоростная трасса с быстрыми поворотами и длиннющими прямиками для «отжига», и целина по пояс, и многометровые овраги… Короче есть, где оценить возможности техники.
В производственной гамме снегоходов Yamaha - пять направлений: чисто кроссовые машины, спортивно-универсальные, спортивные для глубокого снега, туристические и утилитарно-многоцелевые. Кстати, Yamaha – единственный производитель снегоходов, который практически отказался от двухтактных моторов. В модельной линейке компании таких всего два и, как ни странно, это сугубо утилитарные модели.
Флагман компании - Yamaha FX Nytro R-TX SE, представитель сугубо кроссового направления. Опознать его в пестрой толпе соратников легко по защитным щиткам на рукоятках руля и передним регулируемым газонаполненным амортизаторам рюкзачного типа FOX Float X (это совместная разработка компании Yamaha и фирмы FOX, испытанная заводской спортивной командой). Задние амортизаторы - собственной разработки, но не менее «навороченные»: с усиленным корпусом и с регулировками демпфирования отбоя (низкой и высокой скорости!) и сжатия. И это не единственное изменение в задней подвеске. Новые опорные колеса гусеницы позволяют заменять их подшипники, что снижает стоимость обслуживания. А новые шестерни привода гусеницы исключают проскальзывание трака.
Доработали конструкторы и подогрев рукояток. Теперь нагревательный элемент изолирован от руля, что снижает теплопотери. Действительно, ручки стали прогреваться быстрее.
За рулем R-TX SE понимаешь, что только кроссовая трасса – истинное пристанище это спортсмена. Узкая гусеница, стабилизатор поперечной устойчивости в передней подвеске, новые амортизаторы, низкий центр тяжести делают из него на подготовленной трассе настоящий спортивный снаряд, готовый прямо из магазина отправиться на профессиональные соревнования. Рулится аппарат, как спортбайк на треке, а энергоемкость подвесок достойна восхищения.
Спортивно-универсальное направление представлено двумя моделями: RX Warrior GT и FX Nytro X-TX. Признаться, поначалу показалось странным, что Warrior получил «спортивный разряд»: выдающийся вперед капот, низкий руль и весь приземленный силуэт не выдают в нем спортсмена. Но то, что аппарат трогается с четырех тысяч оборотов, удивило еще больше. А когда сто пятьдесят лошадей мгновенно умчали меня в заснеженную даль, все сомнения тут же развеялись, и стало ясно, что столь грозное имя дано снегоходу совсем не зря.
Спорт так спорт: разработчики снабдили модель полностью регулируемыми подвесками. Более того, регулировать параметры сжатия и отбоя удобно и в перчатках. Задняя подвеска Ohlins Mono Shock EC 136 оснащена одним (как следует из названия) амортизатором именитой марки. Более того, для его настройки не придется даже вставать с сиденья - регулировка электронная.
После тестовых заездов на Warrior я обнаружил два недочета – низкий руль и маленькие зацепы на траке. Водителям ростом за 175 см придется менять руль или покупать проставки, иначе при активная езда не достаит удовольствия. С гусеницей не все так однозначно. Мощности и оборотов двигателя хватает с головой, чтобы «валить» по практически любому покрытию, и «под газом» трак работает вполне удовлетворительно, и проходить повороты с заносом – одно удовольствие. Но когда дело доходит до торможения, нехватку пары сантиметров на зацепах ощущаешь каждой мышцей пятой точки опоры.
Nytro X-TX «спортивнее» Warrior. Фактически это «гражданская» версия R-TX SE. Измененная по сравнению с R-TX задняя подвеска Dual Shock CK 144 позволяет пошалитьуже не только на кроссовой трассе, но и за ее пределами, а там целый букет природных препятствий - и неглубокая целина, и овраги. Это куда интересней, чем просто спортивный снаряд.
Как и R-TX, оба сортивно-утилитарных снегохода оборудованы катками со сменными подшипниками и модернизированным подогревом рукояток.
Вторую по численности группу спортивных аппартатов для глубокого снега открывает самый легкий четырехтактник Phazer MTX. По сравнению с прошлогодней моделью, изменена в основном задняя подвеска: помимо кардинально модернизированного центрального рычага, усилена вся конструкция Pro Mountain. Передняя же подвеска теперь оборудована более устойчивыми к пробоям амортизаторами. А в цветовой гамме появился оранжевый.
С минимальными модернизациями в 2010 год въезжает на более широких лыжах и новый RX-1 MTX. Изменения сводятся к новым тракам с заменяемыми подшипниками, стропе на руле, новому обогреву рукояток и новой раскраске.
Но куда больший интерес вызывает новый FX Nytro M-TX SE 162. По сравнению с SE153, нововведения тут чуть ли не в каждом узле и агрегате. Тоннель облегчили и сузили, наградив его площадками с большими отверстиями для эвакуации снега. Теперь куда удобней «шкурить» вдоль склона горы или оврага! Передняя подвеска FXG2 теперь с новой геометрией, основанной на использовании снегохода в глубоком снегу и в горах. Расширенная колея, отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости – порядка десяти изменений можно найти в его передней части. После всех доработок «передок» «похудел» более чем на полтора килограмма. Новые амортизаторы FOX Float 2 разработаны специально для этой модели. Они также на 1,36 кг легче тех, что стоят на предшественнике SE153. К тому же, теперь у них больший объем воздушной камеры и алюминиевые поршни.
Не меньшие изменения претерпела и задняя подвеска Pro Mountain Air. Переработана она с учетом того, что снегоход будет использоваться в глубоком снегу, горах и на склонах. Угол атаки* уменьшен с 24º до 18º, в целом конструкция облегчена больше, чем на 6 кг. Совместно с компанией FOX японский концер разработал новые амортизаторы - это Float 2, который установлен вместо прежнего центрального, и Float 2 XV вместо заднего.
Гордость компании Yamaha - примененный на M-TX SE 162 новый трак Camoplast Maverick. Особенность его в том, что он цельнолитой. При этом прочность нового единственного слоя как у трех прежних! Высота зацепов тоже ввергает в шок: 76,2 мм. Как и длина трака – свыше четырех метров! И что самое интересное, при таком увеличении в размерах по сравнению с гусеницей от прошлогодней модели (она на 23 см короче), новая ни на грамм не тяжелее. Вот так хай-тек!
К чему же привели все эти новшества на практике? Благодаря новой геометрии передней подвески, снегоход изумительно ведет себя в глубоком снегу. Он теперь очень стабилен на ухабистых и неровных трассах и в поворотах, а «жечь на все деньги» на нем просто неописуемое удовольствие - аппарат стабилен и на высоких скоростях. Спасибо и новым задней подвеске и траку - зарыться в глубоком снегу практически невозможно. По сравнению с прошлогодней моделью, новый «сто шестьдесят второй» скинул почти десять килограммов при гораздо большей площади трака. По заверениям создателей, при заезде в крутую гору, новый M-TX забирается на 10-12 корпусов выше предшественника.
Туристические снегоходы представлены двумя модификациями модели Venture. Обе - со 120-сильным двигателем Genesis 120FI. Версия TF отличается от более спортивной GT наличием «ломающейся» подвески, что дает преимущество на глубоком снегу и неровных трассах. Мощный, комфортный, вместительный – все эти качества так и располагают приторочить поклажу, посадить пассажира и рвануть куда-нибудь поближе к природе подальше от городской суеты. За широким и высоким ветровым стеклом как за каменной стеной прячешься от пробирающего насквозь холодного ветра. Это настоящий GoldWing среди представленных моделей. Вот только в поворотах на Venture надо быть крайне аккуратным – из-за высокого центра тяжести он так и норовит опрокинуться наружу.
Плеяду утилитарно-многоцелевых снегоходов венчает RS Viking Professional. Это трактор в люксовом исполнении, оснащенный мощным и очень надежным карбюраторным двигателем. В трансмиссии присутствует понижающая передача, а «подламывающаяся» задняя подвеска с широченной гусеницей вытащит из любых снегов.
Следующий в гамме Venture MP (от словосочетания Multi Purpose - многоцелевой). Оснащен простым, экономичным и надежным двигателем, высоким ветровым стеклом, съемным пассажирским сиденьем и большим багажником. Хороший прогулочный снегоход, который при необходимости поможет по хозяйству. От прежней модели отличается обновленной конструкцией задней подвески, в частности, усилен ее центральный рычаг.
На этом гамма четырехтактных снегоходов от Yamaha заканчивается. Честь двухтактников отстаивает простенький до безобразия BR250T. При взгляде на него сама собой возникает добрая улыбка: неужели оно еще и ездит? Но кое-как усевшись за руль (с ростом 184 см тут это не так-то просто), убедился, что ездит, и очень неплохо. Благодаря малому весу, низкому центру тяжести и длинной гусенице, «малыш» прилично лазит по целине, при этом удивляя своей маневренностью – надо только свешиваться посильнее. Оборудованный большим багажником и буксировочным крюком, BR будет полезен и в хозяйстве.
На помощь «четвертинке» в борьбе за честь приходит самый продаваемый снегоход в России – VK 540 III. Эта модель вобрала в себя множество несовместимых качеств. Она в равной степени приспособлена и для работы, и для развлечения, и для охоты с рыбалкой, и для транспортировки грузов. Снегоход оснащен простым и неприхотливым двухтактником и надежной двухскоростной трансмиссией, настроенной на тягу. И притом за очень умеренные деньги. Популярность этого проверенного временем аппарата неудивительна.
Сев за руль «Викинга», как его называют (кстати, и тут с моим ростом не просто, хотя гораздо легче, чем на 250-м), удивился его всепролазности. Обнаглев от возможностей техники и простора вокруг, я не просто залез на целину, достигавшей глубины «по пояс», а поехал, так сказать, «по компасу», не смущаясь торчавших из-под снега кустарников и объезжая лишь деревья. Проходимость по свежему снегу у «Ви-Кей» просто потрясающая - танковая.
Мало того, что VK 540 III – самая популярная модель в России, наша страна – основной рынок сбыта этой модели. И специально для российского рынка Yamaha подготовила версию с индексом ЕС (Limited Edition). От общедоступной «наша» отличается раскраской: кроме нижней части капота и передней части сиденья, весь снегоход окрашен в белый цвет. Кроме того, он оснащен зеркалами, тахометром и фаркопом. Уверен, из-за незаметности в зимнем лесу, эта версия станет популярна у охотников, егерей и, к сожалению, браконьеров.
После целого дня в седлах разных снегоходов, мне показалось, что Yamaha подготовилась не только к новому снежному сезону, но и к ледниковому периоду, который, если верить фильму «Послезавтра», обязательно наступит в результате глобального потепления.
Благодарим компанию «ЯМАХА МОТОР СИ-АЙ-ЭС» за помощь в организации и проведении тестов.