Гарантийные обязательства - подводные камни. Период полураспада

Гарантийные обязательства - подводные камни. Период полураспада

Обязательства отечественных производителей мы давно воспринимаем без иллюзий, наученные горьким опытом (ЗР, 2004, № 1, с. 138), но «загранице» доверяем: ладные авто, застекленные холлы сервис-центров и магические цифры в гарантийном талоне – три, пять, восемь лет. Гарантия на работы, гарантия на запчасти, гарантия от коррозии…

Однако по меркам тех стран, где делают любимые нами автомобили, Россия – суровый испытательный полигон. Здесь даже первые годы эксплуатации далеко не всегда протекают легко и беспроблемно. Затраты на ТО и расходники обычно заранее заложены в семейный бюджет, но когда счет за ремонт гарантийной машины сопоставим с ее ценой, впору кричать «Караул!». Однако, прежде чем добавлять «Грабят!», освежите в памяти гарантийные обязательства – нередко «во втором чтении» открывается много нового.

НЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

Гарантия на официально проданные в России автомобили включает заводскую и дилерскую. Большинство европейских производителей ограничивают обязательства одним-двумя годами, японцы и корейцы дают три. Российские дилеры нередко продлевают их на год-другой, как правило, значительно урезав при этом число гарантийных позиций (порой до одного лишь двигателя). Иногда сервис ставит владельцу более жесткие условия, чем производитель. Например, для сохранения гарантии от сквозной коррозии кузова последний предписывает осмотр лакокрасочного покрытия на каждом ТО, а дилер требует посещать СТО не реже двух раз в год. Лучше заранее обсудить все нюансы с инженером по гарантии в конкретном сервисе (заодно оцените и подход к клиенту). Можно, конечно, купить автомобиль у одного дилера, а обслуживать – у другого. Помните лишь, что гарантию на диагностические, регулировочные, малярные и другие работы предоставляет СТО, а грамотная диагностика и лечение неисправности – сэкономленные время и нервы.

КОМУ НЕ ПИСАНЫ ИНСТРУКЦИИ

Как верно подметил Жванецкий, интуиция с успехом заменяет нам информацию. Вместо того, чтобы читать пухлые инструкции, мы осваиваем новую технику с азартом первооткрывателей, но, к сожалению, не без потерь. Пуск двигателя «с толкача», буксировка машины с «автоматом», проверка катушки зажигания «на искру» – вот лишь малая часть типичных нарушений правил эксплуатации, нередко приводящих к печальным последствиям. Про гарантийный ремонт этих узлов можете забыть и даже не настаивать на экспертизе: она в два счета выведет владельца на чистую воду, а все расходы в таких случаях несет проигравшая сторона.

Владелец приехал с жалобой на гул подшипника, но после снятия колеса на внутренней части обода обнаружили вмятину – след удара. Работники СТО зафиксировали повреждение и, разумеется, выполнили ремонт за счет владельца.

Забывчивость или невнимательное чтение гарантийных обязательств – еще одна частая причина непредвиденных расходов. Владелец «Мицубиси» при первом ТО пожаловался на биение педали тормоза (следствие искривления тормозных дисков). Но гарантия на эти детали – всего шесть месяцев, а к моменту обращения прошло восемь. Вибрация же, по его словам, возникла давно, но поначалу не раздражала. «Знал бы, не тянул до ТО», – сокрушался водитель. Кстати, зачастую в тексте прямо указано, что владелец обязан немедленно заявить представителю СТО обо всех замеченных неисправностях. Нарушение этого пункта – также повод отказать в бесплатном ремонте.

Наконец, напомним тем, кто не любит заглядывать под капот, что следить за уровнем эксплуатационных жидкостей (и доводить его до нормы), давлением в шинах, исправностью индикаторов на приборной панели и степенью заряженности батареи – обязанность владельца. И если мотор оказался без масла по его вине (а его расход по нормам большинства производителей может достигать 1 л/1000 км), то и ремонт последует платный.

Забывчивость или невнимательное чтение гарантийных обязательств - частая причина непредвиденных расходов владельцев

КОРРОЗИЯ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Гарантия от коррозии для российского автомобилиста – как бальзам на душу. За нее и доплатить не жалко. Только вот коррозия бывает разная. Во-первых, в тексте обязательств нередко делаются оговорки насчет тяжелых условий эксплуатации, кислотных дождей, птичьего помета и прочего. Во-вторых, эта гарантия распространяется только на коррозию «изнутри наружу» – когда вздувается неповрежденная эмаль или на хроме появляются паучки и полосы. Если же ржавеет скол на капоте, это – внешнее воздействие, забота владельца.

Некоторые производители поступают еще проще: давая гарантию от сквозной коррозии, обязывают владельца регулярно за его счет (!) устранять все повреждения лакокрасочного покрытия. Расценки дилерской СТО не способствуют ажиотажному спросу на эту услугу, да и не будешь потом объяснять каждому покупателю, что машина перекрашена из лучших побуждений.

РУССКАЯ РУЛЕТКА

К сожалению, даже внимательное изучение гарантийных обязательств не всегда спасает от роковых случайностей. Основную массу проблем доставляют ДТП и низкокачественное топливо.

При серьезной аварии с нарушением структурной целостности кузова (смяты лонжероны, сорваны с опор основные агрегаты) ни о каком продлении гарантии речи не идет. Однако после небольших ДТП, если ремонт выполнен официальным дилером, она, как правило, продолжает действовать. Но появляется лазейка для отказа – «последствия скрытых повреждений», поэтому обязательно поинтересуйтесь деталями в представительстве и у инженера по гарантии.

«Бодяжное» топливо – враг незаметный, коварный, изощренный и удостоенный особого упоминания в разделе «гарантия не распространяется». Последствия «левой» заправки, как и расходы владельца, предсказать трудно. Самый благоприятный расклад – когда досрочно вышли из строя лишь свечи зажигания. Это почти запланированные траты россиян, своеобразный дорожный налог. «Пробитые» свечи могут потянуть за собой длинную цепочку неисправностей, поэтому при первых признаках ухудшения их работы (вялый разгон, подергивания под нагрузкой) незамедлительно обращайтесь на диагностику. А как быть в дальней дороге, вдали от цивилизации? На эвакуаторе разоришься, ехать своим ходом – неприятно, да и для машины вредно, поэтому нередко владельцы сами (или в придорожном сервисе) меняют свечи, благо на многих авто это нетрудно. Но если установили «неоригинал», не дай бог приехать с ним к дилеру! Это чревато снятием двигателя с гарантии.

Более тяжкие последствия – прогар поршней из-за детонации, заклинивание клапанов с обрывом ремня ГРМ, выход из строя нейтрализатора – требуют экспертного заключения. Пробы из бака забирают на СТО в присутствии владельца, а он вправе потребовать независимой экспертизы. Привлечь к суду заправщиков проще, если пользоваться услугами одной и той же АЗС и сохранять чеки между ТО. Пробег автомобиля фиксируется в сервисной книжке, расход топлива известен, поэтому доказать причинно-следственную цепочку несложно. Однако соблюсти эти условия трудновато, а чтобы избежать подозрительных заправок, приходится полагаться на «шестое чувство» – и наши рекомендации (см. ЗР, 2005, № 11, с. 198).

Гарантия не избавляет владельца от необходимости следить за состоянием автомобиля, в частности за износом расходников

КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС

Впрочем, на нарушения правил эксплуатации порой списывают огрехи самого автомобиля. Грань здесь весьма зыбкая, и затевать спор, как правило, не имеет смысла: если условия гарантии ни у одного дилера данной марки вас не устраивают, проще выбрать другую. Пример – пресловутый бензонасос «Форда-Фокус I». Причина отказов известна – засорение фильтра, виновник – плохой бензин. Но отчего-то на «японках» подобные случаи крайне редки!

Детские болезни присущи почти всем машинам, а потому, выпуская на рынок новую модель, производитель закладывает определенную сумму на ее доводку в процессе эксплуатации. Порой, если дефект не влияет на безопасность, выгоднее устранять его по гарантии, чем перетряхивать технологическую цепочку. Хуже, когда владельцы выступают подопытными кроликами, оплачивая устранение болячек за свой счет, пока их не накопится достаточно, чтобы признать случай гарантийным. Такое происходит сплошь и рядом, поэтому в покупке только что появившейся модели есть определенный риск, какие бы обещания ни раздавал производитель.

Отдельная статья – установка дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы и т.п. Уважающий клиента дилер не станет навязывать свои услуги, но предупредит, что ответственность за возможные проблемы понесут установщики. Выяснять отношения сразу с двумя организациями нелегко – проще довериться дилерской СТО. К частичной утрате гарантии может привести и использование колес, не рекомендованных производителем. На всякий случай согласуйте выбор зимней обувки с инженером по гарантии.

В сложных случаях многое зависит от подхода самого дилера. Те, кто заботится о репутации, стараются принимать сторону клиента (тем более что болячки конкретной модели на СТО прекрасно знают) и добиваются, чтобы производитель признал дефект гарантийным. А кому-то яйца дороже курицы, особенно если за воротами – длинная очередь.

Найти нужные аргументы в споре поможет «троекнижие»: гарантийные обязательства, «Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», утвержденные Правительством РФ в 2001 году, и закон «О защите прав потребителей».

Подпишитесь на «За рулем» в