Дорогой до Дубны: Ретроспектива с колес
Некоторым кажется, что осень – не слишком подходящее время для вылазок за МКАД. Дожди, слякоть, серость. Но ведь под окном стоит автомобиль, а в нем всегда тепло и сухо, поэтому для нас плохой погоды нет и быть не может. Куда едем? Мало нам воды с неба, отправиться решили к Волге. Как? А прямо по Ленинградке, куда глаза глядят…
Глаза устали глядеть где-то после сотого километра. Поэтому было решено срочно свернуть с федеральной трассы, пока не уперлись в Тверь, и проехать по дороге районного масштаба. Повернули на Конаково, километре на 116-м.
В соответствии с машрутом «куда глаза…» тронулись дальше. Пока плутали по конаковским улочкам, заметили указатель на Дубну. Почему бы и нет? Карту посмотреть не удосужились, но ехать пришлось недолго – неожиданно уперлись в пробку. Могли бы, конечно, предположить…
Между тем пробка образовалась у канала. И была она длинная-длинная. Ведь паром (!), который перевозил народ на дубнинский берег, брал на борт всего 7–9 машин. Вереница медленно продвигалась к переправе, пассажиров было велено высадить, и мы с подругой поднялись на паром пешком. На преодоление 50 м канала ушло минут пять и 120 рублей (с одной машины и одного пешехода).
После переправы на дороге никаких препятствий к дальнейшему передвижению не было, но ехать быстро не хотелось: водные системы Волжского узла завораживали. Тоннель под одним из рукавов канала – и мы в Большой Волге.
Место историческое. В 1937-м помимо большой стройки канала здесь шла суета вокруг не менее важного строительства. По идее наркома НКВД Ягоды над водохранилищем должны были установить гигантские монументы Ленину и Сталину. Заказ получил известный скульптор Меркуров.
Для того чтобы поставить эти памятники, вырыли котлован в 11 м, возвели 10-метровый постамент. Сами фигуры вождей были 15-метровыми. На строительство монументов направляли сознательных ударников, отмеченных знаками «Москва-Волгострой». Люди трудились день и ночь. Двенадцать камнетесов, по шесть на каждого вождя, работали над монументами. Первой была сделана фигура Сталина, затем Ленина. Так было прописано. Для того чтобы высечь голову вождя, Меркуров сделал 5-метровый макет. И уже по макетам камнетесы снимали размеры и переносили их на камень. Скульптор выбрал для монументов гранит сероватого цвета с крапинками. Его привезли с Украины. Головы высекали из единой глыбы камня. Вес головы Ленина – 20т, а Сталина – 21 т. Это были крупнейшие в мире монументы из естественного камня цельных гранитов.
Так в небольшом поселке Большая Волга появились две грандиозные фигуры. Сталин по известным причинам простоял недолго, а вот под Лениным мы ощутили всю мощь совдеповской машины… Высится над водой, глядит далеко…
С Большой Волги, поселка гидростроителей, и началась история Дубны. После войны в 1946 году было принято решение строить протонный ускоритель… подальше от Москвы, вблизи деревни Иваньково. В 1954 году поселок, в котором жили физики, получил название Дубно, а в 1956-м создан Объединенный институт ядерных исследований, где и был построен крупнейший в то время синхрофазотрон.
Дубно стал Дубной, и теперь это ухоженный, аккуратный, спокойный городок. Людей немного, во всяком случае в выходной на улицах мы встретили немногих прохожих. Ненадолго выглянуло солнце, и как-то сразу захотелось домой. Осмыслить увиденное, пересмотреть фотографии…
Дмитровское шоссе от Дубны до родного порога не затормозило нас ни на минуту. Редкость, но такое случается.