От семи до двадцати
Не прошло и нескольких месяцев, как немецкая фирма FEV предложила двигатель на базе агрегата «Ауди», у которого коленчатый вал мог смещаться вверх-вниз. Результаты в обоих случаях обнадеживали. Двигатель СААБа объемом 1,6 л развил крутящий момент 305 Н.м и мощность 168 кВт при снижении расхода топлива на 30%! Немецкий мотор объемом 1,8 л выдал показатели, характерные для 3-литрового двигателя при уменьшившемся на 27% потреблении бензина. Эти двигатели были построены и установлены под капотами, но… не стали серийными.
Прорыв обещает французская фирма МСЕ-5 Development, разработавшая для концерна «Пежо-Ситроен», как утверждают, «пригодный для серийного производства» двигатель VCR (Variable Compression Ratio). Изменения степени сжатия достигли за счет изощренной кинематики кривошипно-шатунного механизма. Работу над новым мотором вели с 1997 года, а теперь, как говорят, она практически завершена.
Изюминка решения в том, что поршни связаны с шатуном через зубчатый сектор. Опорный, опять же зубчатый ролик обеспечивает строго возвратно-поступательное движение поршня. При этом отсутствуют боковые силы, характерные для обычного мотора. Заметно снижаются трение и износ в цилиндропоршневой группе. Правой стороной зубчатый сектор опирается на рейку, соединенную с поршнем управляющего гидроцилиндра. Перемещая его вверх-вниз, удается менять степень сжатия от 7:1 до 20:1 всего за 0,1 с! При желании можно управлять работой каждого цилиндра отдельно! Точность позиционирования кажется просто невероятной – 0,01 мм.
Сложно? Пожалуй. Видимо, именно поэтому фирма рассчитывает поставить свой двигатель на автомобиль лишь к 2007 году. А пока на стенде сэкономили немало топлива – 30%. Это побольше, чем на машинах с гибридными силовыми установками. Может, будущее все же за «хитрыми» ДВС? Впрочем, что мешает и этот мотор скрестить с электродвигателем...