Советы: Стоянка и ночлег в пути
Российским автоперевозчикам вступление в ВТО не несет никакой опасности как минимум лет десять! Я это могу сказать с полной ответственностью. И дело не в том, что наши транспортные компании лучше иностранных, и не в том, что они могут работать по более низким ценам, и не потому что у нас замечательные водители, нет! У нас есть неоспоримый козырь – наши дороги. Не будем останавливаться на их качестве, это-то как раз потихоньку меняется в лучшую сторону, остановимся на инфраструктуре. Возьмем, например, трассу Каспий, дорогу Тамбов – Волгоград – Волжский – Астрахань. На всей протяженности этой трассы, за исключением мест, приближенных к Волгограду, нормальных автостоянок нет. Более-менее европейским стандартам отвечает Тамбовская область 407 километр (Никифоровка). Здесь расположен хороший придорожный мотель, место отдыха для водительского состава, хорошая заправка Роснефти, ремонтная база, охраняемая площадка, которая может гарантировать, что люди не только смогут отдохнуть и покушать нормально, но и их транспорт будет в безопасности. В других местах таких гарантий практически не дается, водитель предоставлен сам себе.
Если говорить о трассе по левой стороне Волги, (Волжский – Астрахань), на протяжении 500 км нормальных оборудованных автостоянок нет. На всей протяженности этой трассы, за исключением мест, приближенных к Волгограду, нормальных автостоянок нет. Более-менее приличные заправки Лукойл появляются только лишь около Харабли.
Сама трасса Каспий – довольно сложная. Дорога разбитая, места остановок в основном стихийные. Наиболее популярная стоянка в районе Михайловки, несмотря на то, что там много водителей останавливается, место довольно напряженное, присутствует большое количество вымогателей. Если посмотреть по левой стороне Волги (по течению), участок дороги Волжский – Астрахань, также по всей трассе оборудованных стоянок нет. Трасса пустынная, по рельефу сложная. Есть, конечно, места элементарного отдыха, но уже на подъезде к Астрахани. Из Астрахани в Махачкалу дорога проходит через лиман. Дорога разбитая, и водители там стараются не ездить. Как правило, все автомашины идут через Калмыкию, но на протяжении этой трассы вообще нет мест стоянок и отдыха. Единственная приличная заправка, где можно отдохнуть – это поворот от Яшкуль. От Яшкуль до Кочубея (Дагестан) также практически нет стоянок. По дороге встречаются калмыцкие кафе, но о безопасности и комфорте там речь вообще не идет. Не стоит забывать и о том, что практически на всех трассах существуют свои криминальные зоны. Одна из наиболее опасных – это район Волгограда, где процветают кражи, вымогательства, во всю работают барсеточники.
Так что иностранные водители на наших трассах чувствуют себя, мягко сказать, неуверенно. Жмутся друг к другу, перемещаются гуськом рядом с обочиной. Как только возникают элементарные потребности, начинают метаться, паниковать. Не то что наш водитель, который и где поесть знает, и поспать где сообразит, а уж в кусты метнуться – это вовсе не проблема. Но все не так просто, именно во время стоянок происходят ограбления, воровство и другие криминальные неприятности. Ждать пока оборудуют трассы, и передвигаться по ним станет безопасно и комфортно, придется еще несколько лет, а ездить нужно сегодня. Что же делать? Прежде всего, грамотно выбирать сами места стоянки. Я много общаюсь с водителями и заметил, что часто привычные, популярные места стоянок у них ассоциируются с безопасностью, а это далеко не всегда так. Место, где собирается много автомобилей – не признак безопасного места. Братство на одну ночь может очень печально закончиться. Утром можно не найти ни «брата», ни его автомобиля, ни собственных денег, а иногда и груза. Какие же места стоянок наиболее безопасны?
Прежде всего – населенные пункты, стационарные посты ГАИ, АЗС с охраной (как правило, охраняются заправки Роснефть и Лукойл), ну и, конечно же, хорошо освещенные охраняемые мотели. Вообще, освещение – очень важный показатель безопасности. Если вы видите стоянку с одним фонарем, можете не слушать рассказ о том, как хорошо она охраняется, она просто не может хорошо охраняться по определению. Также и в населенном пункте для парковки обязательно выбирайте самое освещенное место. Кстати, водители в этом прекрасно разбираются, например, на трассе Урал появилась новая стоянка на реке Проня. Прекрасная освещенность, хорошая заправка, кафе, место отдыха – стоянка забита! Все тянутся туда, там действительно оборудованная хорошая безопасная охраняемая стоянка.
Итак, на первом этапе водитель рассчитывает скорость движения с учетом покрытия дорог. Например, Калмыкия, покрытие дороги хорошее, но автостоянок практически нет. На трассе Каспий до Волгограда, хоть примитивные места отдыха, но есть, но дорога разбитая, по такой дороге автомобиль просто физически не сможет за сутки проехать 400 км. Водитель, который уже не первый раз на трассе, знает, до какого места он дотягивает. Рассчитывает, на сколько солярки хватит, свои силы рассчитывает и старается доехать до того места, где он неоднократно останавливался. Но не всегда получается, приходится останавливаться раньше. Если есть рядом населенные пункты, стационарные посты ГАИ, АЗС с охраной или мотели – замечательно, но если их рядом нет? Есть что-то напоминающее населенный пункт с одним фонарем, который того и гляди погаснет или дорога ровная впереди. В случае пустынной дороги лучше выбрать хорошо просматриваемый участок, если же вы решили остановиться в населенном пункте, то вам помогут датчики контроля доступа и современные средства навигации.
Не надо забывать, что населенный пункт, без оборудованной стоянки, – это, конечно, и защита, но и угроза – угроза прежде всего воровства (воруют груз, запасные колеса, отрезают шланги), а это временные потери. Иной раз водитель сутки теряет, чтобы привезти в порядок машину, которую обокрали за ночь. Безусловно, если водитель не один – или с сопровождающим, или с напарником, то риски снижаются, но в любом случае желательно установить датчики контроля доступа. Современные средства навигации сообщат о местонахождении, но преступника не обезвредят. С ним водитель остается один на один. Даже стоянки, которые сообщают, что они охраняемые, не всегда решение проблем безопасности. Есть стоянки, где сидит человек, называющий себя «охранником». Мы много раз у таких «охранников» спрашивали лицензию, копию договора, удостоверение охранника. Ничего нет. Сидит бывший тракторист, подвязавшийся охранять стоянку (по документам он может быть и дворником, и администратором). Что это значит? Что он никакой ответственности не несет, и никаких гарантий нет. Машину вы оставляете на произвол судьбы, и претензии вам предъявлять будет некому.
Когда место стоянки так или иначе определено, водителю необходимо сообщить диспетчеру или представителю компании, где он находится. Если выбранная стоянка около поста ГАИ или АЗС, водителю следует зайти к ним попросить разрешения и, если они согласятся, попросить контактный телефон. Разрешение для парковки необходимо, чтобы водитель сам не стал источником аварии. Во время стоянки нужно включить стоп-сигнал, выставить знаки, чтобы в ненастную погоду автомобиль было видно, и в него никто не въехал, это важно не только с точки зрения криминала, но и элементарной безопасности. При парковке рядом с заправкой желательно переговорить с сотрудниками заправки, попросить их присмотреть за автомобилем.
На любой стоянке необходимо не забывать про элементарные действия – вынимать ключи при выходе из автомобиля и закрывать двери. В зимнее время у водителей, конечно, больше сложностей. Движок на ночь не выключается, он обогревает кабину. Это большая опасность в снегопад, машину может засыпать, и выхлопные газы могут пойти в кабину. В позапрошлом году на Украине много людей угорело на трассе, сами не заметили.
Большая опасность – женщины легкого поведения, среди них много клофелинщиц. Провел водитель с дамой вечер, проснулся – денег нет, товара нет, иногда и машины нет. Опять на дорогах появился рекет, пытаются получить плату за проезд. В основном рекитиры предъявляют свои претензии на стихийных стоянках, где у водителя нет возможности получить защиту или помощь. Больная тема и питание в дороге. По дороге кафе полно, только не известно, что и как там приготовлено, какие санитарные нормы соблюдены, и вообще, слышали ли про них сотрудники. В придорожных кафе в основном работают мигранты, ни о каких санитарных книжках у них речи не идет – в этом тоже большая опасность. Таких кафе по дороге тысячи, и какой там за ними контроль – да никакого. Санитарного контроля на дорогах нет. Например, перед Михайловкой, как стояли около 20 кафешек, так и стоят, как 10 лет назад. Мрачная картина. Грязь. Антисанитария. Несвежие продукты. Грязные повара. Водители вынуждены останавливаться. Они просто заложники. Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Многие водители это прекрасно понимают и, проезжая через более-менее крупный населенный пункт, приобретают продукты и стараются готовить сами.
Есть, конечно, и уникальные места. Например,в Мордовии – село Умет, там исторически сложилось, что вдоль дороги практически напротив каждой усадьбы кафе на 3–5 мест. В период перестройки люди за счет них выживали. Открывали кафе и продавали горячие обеды и ужины водителям. Сейчас там эти кафе с домашней качественной кухней остались. В них работают в основном местные, это семейный бизнес, они заинтересованы, чтобы у них были постоянные клиенты, следят за качеством еды. Но такие места уникальны. В основном вдоль трассы можно наблюдать совершенно необустроенные стоянки, со страшными кафе, неосвещенными площадками и подозрительными личностями, ищущими легкой наживы.
В такой ситуации водителям важно неукоснительно соблюдать основные правила безопасной остановки в пути:
- выбор безопасного места стоянки
- безопасное поведение на стоянке
- безопасное питание на трассе.