Равнение на "Туринг"

Равнение на "Туринг"

А все потому, что Международная автомобильная федерация (FIA) наконец-то озаботилась престижем кузовного кольца – под эгидой этой уважаемой организации в минувшем сезоне состоялись чемпионат мира (WTCC) и Кубок Европы (ETCC).

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

В какую же драку планирует ввязаться АВТОВАЗ? Многоэтапный чемпионат мира WTCC – соревнование молодое (ЗР, 2005, № 4), но у него есть предшественник – кузовной чемпионат Европы, оставивший в наследие не только схему заездов, весовой гандикап, технические требования, но и старые счеты между пилотами и командами. Поэтому страсти на кольцевых трассах 2005-го царили нешуточные. Закаленные в междоусобных войнах ветераны легкового кольца и зубастая молодежь взялись за дело бескомпромиссно – редкий заезд обходился без завалов или серьезных столкновений.

Первую скрипку здесь, конечно же, играли те, кто соперничал друг с другом и раньше. В основном – немцы и итальянцы, БМВ и «Альфа-Ромео». Весь год, вплоть до последних этапов, за победу сражались Дирк Мюллер и Фабрицио Джованарди. Они набрали семь побед на двоих. Ближайшим их преследователем стал англичанин Энди Приоль, который сделал ставку на стабильность – пока итальянец и немец крушили машины по принципу «грудь в крестах либо голова в кустах», он, не хватая звезд с неба, набирал очки. И в результате, когда Мюллер и Джованарди разбили свои автомобили на заключительном этапе серии в Макао – стал чемпионом. И это всего при одном выигранном за весь чемпионат заезде!

В зачете заводских команд обошлось без сюрпризов. Победители – БМВ, серебряные призеры – «Альфа-Ромео». «Бронза» досталась крепкому середняку – СЕАТу. Опытные пилоты испанской марки в ходе сезона не раз поднимались на подиум. А что новички? Заводская команда «Шевроле» стала зарабатывать очки лишь во второй половине чемпионата. Во многом это заслуга титулованных Алана Меню и Николы Ларини, которые все-таки научили «Шевроле Лацетти» ездить быстро. А вот второй дебютант – «Форд» стал мальчиком для битья. Новый «Фокус» обгоняли все кому не лень – даже частники. В результате багаж команды к концу сезона составил всего 14 очков (для сравнения, у БМВ их 273!).

Каковы перспективы команды Волжского автозавода в этой компании? Думаю, не самые радужные. Конечно, дорогу осилит идущий, и заявить о себе на международной арене надо. Только не станет ли наш дебют попыткой с негодными средствами, а пилоты – все теми же мальчиками для битья? Даже аутсайдер «Форд» готовила к чемпионату «конюшня» Hotfiel sport, гонщики которой становились победителями и призерами немецкого «Туринга». У нашей же «Лады спорт» в активе командная и личная «бронза» в российском чемпионате прошлого года, не первой свежести «десятая» модель и пилоты без опыта зарубежных выступлений. Сможет ли наш партнер – немецкая фирма Mtec sport совместно с АВТОВАЗом вдохнуть жизнь в гоночную «десятку», найдутся ли маститые пилоты, которые сядут за руль этих машин? Пока официальная информация весьма туманна – подготовка техники идет полным ходом, кандидатуры гонщиков, в том числе зарубежных, подбираются.

Об общем уровне нашего «Туринга» можно судить по результатам вояжа российских кольцевиков на Кубок Европы.

ПОЧЕМУ НЕ ЛУЧШИЕ?

Это одноэтапное соревнование пришло на смену европейскому кузовному чемпионату. В октябре в итальянской Валлелунге собрались победители национальных первенств Финляндии, Швеции, Дании, Великобритании, Германии, Италии, Голландии и России. Правда, наши, как всегда, пошли своим, весьма оригинальным путем. Российское кольцо представляли, как бы это помягче… просто достойные пилоты, но не победители в своих классах. В зачетной группе «Супер 2000» стартовали опытнейший Михаил Ухов (5-е место в чемпионате России 2005) и Рустем Терегулов (высшее достижение – 3-е место на этапе чемпионата Германии!). Оба на БМВ-320. В классе «Суперпродакшн» на «фольксвагенах-гольф» – Сергей Крылов (3-е место по итогам сезона 2005) и Андрей Николаев (9-е место в классе «Туринг-Лайт»). Те же, кто заработал в России «золото» и «серебро», в Валлелунге не появились. Почему? Думаю, ответ прост: вояж за границу – мероприятие затратное и едут туда те, у кого нашлись средства. Итог?

Да полноте, на таком уровне чудес не бывает. В престижном «Супер 2000» Терегулов дважды финишировал тринадцатым. У Михаила Ухова два схода. Один – по техническим причинам, другой – результат контактной борьбы. А победа досталась чемпиону Швеции Рикарду Горанссону. Он вырвал ее у фирменного пилота СЕАТа Джейсона Плейто и любимца итальянской публики Алессандро Занарди. Последний, кстати, выступает на автомобиле с ручным управлением, причем отнюдь не статист. В этом сезоне Занарди стал десятым на чемпионате мира, победил в итальянском «Туринге» и заработал «бронзу» Кубка Европы!

На этом фоне итоговый протокол класса «Суперпродакшн» просто бальзам на душу. Крылов – серебряный призер, Николаев – бронзовый! Но не будем забывать – в классе стартовало всего четверо: двое наших и двое итальянцев, при том, что один из них сошел в самом начале второго заезда, еще надо было умудриться приехать не на подиум. В результате – кубки, шампанское и призовые суммы от компании «Йокогама». А ведь наши проигрывали итальянцам больше пяти секунд с каждого круга. По гоночным меркам – пропасть!

Выводы не утешительные – на европейском уровне мы пока аутсайдеры. Что делать? Прежде всего, постараться выпускать на серьезные состязания победителей наших чемпионатов и талантливую молодежь. Глядишь – через несколько лет заставим с нами считаться. АВТОВАЗу же стоит набраться терпения и не рассчитывать на быстрый успех. Оптимальный вариант – шаг за шагом совершенствовать технику и найти удачное сочетание пилотов. Желательно – перспективного быстрого россиянина и титулованного иностранца, способного передать опыт. Даже если контракт с ним поначалу покажется слишком дорогим – польза со временем будет. Главное – не останавливаться на полпути.

Подпишитесь на «За рулем» в