Автомобиль для ралли-кроса. Единоличник

Автомобиль для ралли-кроса. Единоличник

Это купе – не первое творение талантливого спортсмена. Прежде он побеждал на прототипе в облике вазовской «восьмерки», но автомобильная мода берет свое даже в спорте: в прошлом году болид обрел другой вид.

Кузов взяли из пробной партии, сваренный и окрашенный на конвейере. Для ралли-кросса он оказался чересчур хлипким и слишком тяжелым. Впрочем, рецепт превращения обычной версии в гоночную хорошо известен: убрать лишние детали и добавить недостающие. Запчасти, выполненные по индивидуальным проектам, баснословно дороги – приходится приспосабливать существующие. Так поступили и на этот раз. Омологированный каркас безопасности, позаимствованный в классе машин «Кубок «Лады», придал кузову недостающую жесткость, а взятые оттуда же пластиковые передние крылья помогли снизить массу. Больше ничего подходящего у смежников не нашлось – дальнейшую атаку на лишний вес Котелло вел самостоятельно. Так, правую дверь изготовил из алюминия (левую облегчать запрещает регламент – она защищает пилота при контактной борьбе). Третья дверь ныне комбинированная – симбиоз крылатого металла и пластика. Из всех стекол сохранены только задние «треугольники», да и те вырезаны из небьющегося авиационного стекла. Остальные заменены сетками. Кроме явного, это дало и побочные преимущества.

В самом деле, зачем сетке очиститель, омыватель и отопитель с вентилятором для обдува? А это как-никак еще несколько килограммов. Взамен потребовались всего лишь очки с перемоткой защитной пленки. В итоге автомобиль изрядно похудел, имея на сегодня гандикап всего в 20 дополнительных килограммов. Отдельного упоминания заслуживает полностью съемный оригинальный пластиковый капот – настоящее конструкторское достижение. Сделанная по месту деталь получилась не только красивой. Удачно расположенный воздухозаборник не забивается грязью и создает достаточный скоростной напор для охлаждения радиатора двигателя.

Основа последнего – двухлитровый «опелевский» агрегат, известный по мелкосерийной модели VAZ 21106. Памятуя о надежности (а еще и о расходах), блок цилиндров с начинкой трогать не стали. И не ошиблись – серийные коленвал, шатуны и литые (!) поршни уже отходили второй спортивный сезон. Все остальное существенно переделали.

Начать с того, что самодельный четырехдроссельный прямоточный впуск оснастили четырьмя дополнительными форсунками. Они начинают работать при оборотах свыше трех с половиной тысяч, помогая штатной «четверке». Хитрость позволила выровнять характеристики двигателя и вверху, и внизу, обеспечив ровную тягу во всем диапазоне. Под систему питания, разумеется, подогнали и программу управления. Теперь у мотора мощность 232 л.с. и крутящий момент 240 Н.м при 5500 и 4000 об/мин соответственно. При этом, как водится, сильно вырос расход топлива – в гонке болид потребляет около 80 литров высокооктанового АИ-98 на 100 кроссовых километров.

Двигатель установлен продольно – так проще реализовать схему распределения крутящего момента по двум осям (машина-то полноприводная!). Передние колеса вращают самодельные приводы, к задним поток мощности поступает прямо со вторичного вала коробки передач через алюминиевый кардан и редуктор. Селективная кулачковая четырехступенчатая коробка передач «Садеф» была заказана во Франции в 1996 году и с тех пор не потребовала ремонта, пережив не один двигатель. Выручил большой запас прочности – изначально ее рассчитали под мотор в 650 л.с.! Позже пришлось добавить пятую передачу: недобор мощности компенсировали большей гибкостью.

Межосевой дифференциал в конструкции не предусмотрен: низкие сцепные свойства покрытия в сочетании с солидным моментом позволяют обойтись без него. В случае чего колеса просто провернутся на нужный угол. А вот межколесные дифференциалы нужны непременно – без них машина не захочет входить в поворот, уподобясь полноприводному трактору. Чтобы не растерять динамику при разгоне, их снабжают муфтой свободного хода: блокируются в движении внатяг и распускаются при сбросе газа. Передаточные числа у обеих главных пар одинаковы – 3,5.

И передняя, и задняя подвески собраны на подрамниках, вваренных в кузов (благодаря этому последний стал еще жестче). Треугольные рычаги – трубчатые спереди и диагональные коробчатые сзади – тоже работы Котелло. Как, впрочем, ступицы и поворотные кулаки: обычные вазовские не подошли из-за низкой несущей способности штатных подшипников (а более крупные «москвичовские» в них не влезли). А вот стойки подвески – импортные, фирмы «Профлекс». Конструкция с газовым подпором и регулируемыми усилиями ходов сжатия-отбоя позволяет приспособить характеристики к особенностям той или иной трассы. Ход относительно невелик – 178 мм спереди и 220 мм сзади.

Тормоза воображение не поражают: даже спереди стоят невентилируемые диски. Ясно, почему – на сыпучем покрытии (асфальт составляет лишь 30% трассы) они не играют такой роли, как, скажем, на кольце. Теоретически на автомобиль можно поставить колеса диаметром до 17 дюймов, но реально используют «тринадцатый радиус» – грязевые покрышки большего размера почти не встречаются.

Рулевой механизм – чистая условность. Из-за специфической компоновки приводы выдвинуты вперед и уже стоят под углом 11°. Поэтому шарнир, а вместе с ним и колесо, можно повернуть всего на 21°. С таким радиусом на обычном перекрестке в поворот не вписаться. Но кроссовому аппарату это и не нужно. Траекторию можно скорректировать изменением тяги. Ездят-то, считай, в постоянном заносе!

Подпишитесь на «За рулем» в