В ожидании чуда: Развязки для трафика от московских властей

Пресс-конференции столичных чиновников зачастую ставят журналистов в тупик: не знаешь, на какой из них была озвучена реальная информация, а когда мечты-мечты и планы-планы. Сообщения звучат уверенно и убедительно, не поверить им просто нельзя. Все возбуждаются, а в итоге – на выходе пшик…

Но это к слову, теперь к сути. На недавнем брифинге первый заместитель руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Алексей Казанин рассказал о двух нововведениях в регулировании транспортных потоков столицы.

Интеллект – это сила!

Итак, первое – введение новой интеллектуальной транспортной системы (что-то напоминает, не так ли?). В процессе ее реализации, по словам Казанина, на МКАД и Третьем транспортном кольце (ТТК) планируется внедрить видеоконтроль за движением в туннелях, на съездах с магистралей. С помощью специальной системы на основе данных видеоконтроля будет перекрываться подъезд к тоннелям на крупных магистралях, если там возник затор. Это новшество, по мнению отцов города, позволит сократить время простоя в пробках, а также обезопасить автовладельцев в случае серьезных ЧП. Кроме этого новые информационные табло на ТТК наконец-то будут не только показывать ограничение скорости, но и информировать водителей и автоинспекторов о затруднениях на трассах Москвы. Прекрасная картина: интеллект побеждает на всех уровнях! Минуточку. Ведь совсем недавно, буквально в августе этого года, московское правительство объявило о замораживании проекта по созданию интеллектуальной транспортной системы в городе.

В кризисные времена сумма в $500 млн., которую власти планировали потратить на финансирование первого этапа программы, оказалась неподъемной. Года три назад ГЗР рассказывала об этой глобальной идее. Тогда предполагалось, что к 2009 году в рамках первой очереди комплексной интеллектуальной транспортной системы (КИТС) по регулированию транспортных потоков будут созданы центральный информационно-аналитический центр, обеспечивающий связь со всеми базами данных сопутствующих служб, ситуационный центр, а также система транспортного моделирования и планирования и система дистанционной диагностики светофорных объектов.

На КИТС возлагались большие надежды по улучшению столичного трафика: обеспечение оптимального управления светофорными объектами, управление парковочным пространством, возможность оценивать движение пассажирского транспорта – оптимизировать скорость перевозок. Предполагалось создать информационное обес печение водителей «посредством технических средств информирования». И действительно кое-что двигалось: 1 января 2007 года на МКАД была официально введена в промышленную эксплуатацию система автоматизированного контроля транспортных потоков – САК ТП. Полномочия государственного заказчика на выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему, профилактическому и капитальному ремонту и модернизации САК ТП на МКАД переданы Центру организации дорожного движения правительства Москвы.

С помощью САК ТП можно было отследить, какие типы транспортных средств преобладают на МКАД в зависимости от дня недели: когда больше легковых автомобилей, когда грузовых, оперативно оповещать о ситуации на дороге как участников движения, так и службы, которые отвечают за его организацию. И система даже стала работать. Ведь, по подсчетам специалистов, если хотя бы 20% водителей объезжают затор, он рассасывается на 80% быстрее! И это только в результате действия одной системы автоматического контроля потоков. В комплексную интеллектуальную транспортную систему (КИТС) помимо первой части – автоконтроля, включено полное управление светофорами и динамическими дорожными знаками (информационными табло) и система фотофиксации нарушений.

Согласно постановлению правительства Москвы начиная с 2007 года КИТС должна была внедряться на 13 самых оживленных городских артериях, включая Садовое и Бульварное кольца, Большую Ленинградку, Волоколамское, Варшавское, Можайское шоссе на пересечении с Кутузовским проспектом и Новым Арбатом, Рублевское и Аминьевское шоссе, улицы Лобачевского, Обручева, Балаклавский проспект. Прошло почти три года. Первая часть заморожена, но, по всей видимости, появилась какая-то другая составляющая КИТС… А может, и совсем другая ИТС? Вот что нам сообщает Алексей Казанин: «В Москве разработана программа создания «интеллектуальной» транспортной системы, городское правительство рассмотрит ее в декабре. В этой программе мы предлагаем установить видеонаблюдение, также детекторы контроля по въездувыезду из Москвы, увеличим до 100% количество светофоров, которые будут работать полностью в автоматическом режиме, а информация об их неисправности будет сразу же передаваться автоинспекторам».

Помните песню Матроскина: «Что было вчера – позабыть мне пора, с завтрашнего дня, с завтрашнего дня!». Деньги, несмотря на кризис, вероятно, снова нашлись. Сколько – не озвучивалось, но, по оценкам экспертов, полное внедрение предыдущей интеллектуальной системы тянуло на сумму в более 15 млрд. рублей… Остается надежда, что «новая» система – это и есть далеко отложенная концепция КИТС, подготовленная Центром организации дорожного движения несколько лет назад.

Плюс-минус одна полоса

Еще одна новость от заместителя руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Алексея Казанина: в ближайшее время будут определены 40 участков столичных магистралей, на которых появятся выделенные полосы для общественного транспорта (правда, первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков за неделю до этого говорил лишь о двадцати). Мол, пилотный проект выделенки на Волоколамском шоссе «хорошо себя показал», машины двигаться медленнее не стали. Напомним, что эксперимент на Волоколамском шоссе начался 25 июля. В обоих направлениях спецполоса была расширена до 5 метров. Остальные водители вынуждены довольствоваться полосами, суженными до 3 метров. В общем, если только вспомнить, что сейчас творится на Волоколамке, мурашки по телу бегут! И не удивительно, что плевать народ хотел на знаки «Внимание! Дорога с полосой для маршрутного транспорта», висящие на Волоколамском шоссе от проезда Стратонавтов до МКАД, и букву «А» на дорожном покрытии.

Выделенная полоса же не ограничена никаким отбойником. Только разметкой – где-то сплошной, где-то прерывистой. К тому же теперь на Волоколамке стало негде парковаться. Машины лезут на остановки – жуть. Ведь даже по мнению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ Виктора Кирьянова, идея выделенных полос эффективно заработает лишь при соблюдении основных условий: устройство выделенки вне основной проезжей части или хотя бы отделение от основных полос движения конструктивными элементами, а также при наличии развитой системы общественного транспорта, позволяющей стимулировать отказ от использования личного.

Но тем не менее уже идет утверждение еще 10 участков для таких же новых полос. «В частности, они пройдут отдельными кусками на Ленинском и Ленинградском проспектах, Профсоюзной улице. Остальные 30 будут утверждены до конца года», – объявил Казанин. В числе автодорог, на которых могут быть выделены специальные полосы в будущем, значатся Пятницкое шоссе и Севастопольский проспект, а также проспект Андропова, шоссе Энтузиастов, Ярославка. А для повышения эффективности выделенок город намерен выйти с инициативой поднять штрафы для автовладельцев, выезжающих на них, как минимум, в два раза. Уж то-то трафик улучшится…

Подпишитесь на «За рулем» в